В американском штате Мэн есть памятник маленькой девочке, держащей в руках голубя. На постаменте высечены такие слова: «Один ребенок может сыграть важную роль, чтобы принести мир Земле». Можно подумать, что это какая-то местная юная героиня, и в каком-то смысле так оно и есть, но Саманта Смит была известна не только в родном штате и стране – эта девочка без преувеличения стала символом мира во всем мире. За свои 13 лет жизни она успела невероятно много: обменялась письмами с Елизаветой II, Юрием Андроповым и другими первыми лицами государств, побывала в Советском Союзе, Японии и других странах, дала сотни интервью и написала сотни писем, которые разлетелись по всему свету, а еще снялась в нескольких сериалах и написала книгу о своей поездке в СССР. Многие до сих пор считают ее орудием пропаганды (причем как советской, так и американской), но сама Саманта, невзирая на юный возраст, говорила об этом с большой мудростью: «Думаю, что меня использовали, но если это и была пропаганда, то пропаганда мира».
У Саманты Смит могло быть большое будущее, но ее жизнь оборвалась, едва начавшись. Как одна хрупкая, но отважная девочка сумела повлиять на международные отношения ядерных держав и что стало истиной причиной ее трагической гибели – читайте в материале MIR24.TV.
Саманта Рид Смит родилась 29 июня 1972 года в городе Хоултон, штат Мэн, США. Ее отец, Артур Смит, преподавал английский язык и литературу в Университете штата Мэн, а мать, Джейн, была социальным работником. В 1980 году семья перебралась в Манчестер. Детство Саманты проходило как у всех обычных детей: она играла в школьной команде по софтболу, увлекалась хоккеем на траве и игрой на фортепиано, любила животных и много читала.
Свое первое письмо главе государства Саманта написала, когда ей было всего пять лет. Малышка увидела по телевизору королеву Великобритании Елизавету II, когда та находилась с визитом в Канаде. Королева так впечатлила девочку, что та решилась написать ей письмо, а через некоторое время ей пришел ответ.
«Это ее очень воодушевило. Она сделала вывод, что стоит писать письма и что на них обязательно придет ответ», – рассказывала позднее ее мать Джейн.
Но свое главное письмо Саманта написала, когда ей исполнилось десять. Девочка вместе с мамой листала свежий номер журнала Time и увидела там фотографию Юрия Андропова. Когда в ноябре 1982 года он сменил Леонида Брежнева на посту главы СССР, это событие широко обсуждалось во всей Америке, редкое СМИ не писало о назначении нового генсека. Отношения между Советским Союзом и Штатами в то время были напряженными: шла Холодная война, четвертый год продолжался конфликт в Афганистане. И назначение бывшего главы КГБ новым руководителем страны-противника явно не приносило американцам облегчения.
Тем временем в Европе и США усиливались протесты против ядерного оружия. Люди были обеспокоены возможностью начала ядерной войны, при этом в тех же Штатах демонстранты критиковали не только СССР, но и политику президента Рональда Рейгана, который поставил себе цель догнать и перегнать Советский Союз в гонке вооружений.
Эти глобальные проблемы волновали не только взрослых, но и детей. Поэтому неудивительно, что ежедневно в администрацию как Рейгана, так и Андропова приходили ворохи писем от школьников, которые переживали за будущее не только своей семьи и страны, но и всего мира. Не осталась в стороне и юная Саманта. Читая вместе с матерью статьи, посвященные новому советскому лидеру, она наивно и просто спросила: «Если Андропова все так боятся, почему не напишут ему письмо и не спросят, собирается ли он начинать войну?». Мать улыбнулась и полушутливо ответила: «Почему бы тебе самой не написать ему?». Саманта ушла, а через некоторое время вернулась – уже с письмом. Вот, что в нем было сказано:
«Уважаемый мистер Андропов, меня зовут Саманта Смит. Мне десять лет. Поздравляю Вас с Вашей новой работой. Я очень беспокоюсь, не начнется ли ядерная война между Россией и Соединенными Штатами. Вы собираетесь проголосовать за начало войны или нет? Если Вы против войны, скажите, пожалуйста, как Вы собираетесь помочь предотвратить войну? Вы, конечно, не обязаны отвечать на мой вопрос, но я бы хотела получить ответ. Почему Вы хотите завоевать весь мир или, по крайней мере, нашу страну? Бог создал мир, чтобы мы жили вместе и заботились о нем, а не завоевывали его. Пожалуйста, давайте сделаем, как он хочет, и каждый будет счастлив».
Отрывок из письма Саманты в апреле 1983 года опубликовали в газете «Правда». Однако ответ на свое письмо Саманта к тому моменту так и не получила. Впрочем, сдаваться она не собиралась: девочка написала советскому послу в США Анатолию Добрынину и спросила, собирается ли Андропов ответить ей.
«Мне показалось, что мои вопросы хорошие, какая разница, что мне 10 лет», – написала американка.
Наконец, 26 апреля 1983 года в почтовом ящике Смитов появилось заветное письмо. Оно было набрано на тонированной бумаге и подписано синими чернилами, язык письма был русским, к нему прилагался перевод на английский язык.
В письме Андропов назвал Саманту смелой и честной девочкой, отметив, что она кажется ему похожей на Бекки – подружку Тома Сойера из книги Марка Твена. Он заверил юную американку, что Советский Союз – мирная страна и не собирается ни на кого нападать первой.
«И у Америки, и у нас есть ядерное оружие – страшное оружие, которое может в один миг убить миллионы людей. Но мы не хотим, чтобы оно когда-либо было пущено в ход. Именно поэтому Советский Союз торжественно, на весь мир объявил, что никогда – никогда! – не применит ядерное оружие первым ни против какой страны. И вообще мы предлагаем прекратить его дальнейшее производство и приступить к уничтожению всех его запасов на Земле. Мне кажется, что это – достаточный ответ на твой второй вопрос: «Почему вы хотите завоевать весь мир или по крайней мере Соединенные Штаты?». Ничего подобного мы не хотим. Никто в нашей стране – ни рабочие и крестьяне, ни писатели и врачи, ни взрослые и дети, ни члены правительства не хотят ни большой, ни «малой» войны», – говорилось в послании.
В заключении Андропов приглашал Саманту посетить Советский Союз, чтобы лично убедиться в правдивости его слов:
«Узнаешь нашу страну, встретишься со сверстниками, побываешь в интернациональном лагере детворы – в «Артеке» на море. И сама убедишься: в Советском Союзе все – за мир и дружбу между народами».
Эти два письма навсегда изменили жить Саманты и ее семьи. На девочку посыпался град звонков со всего мира: интервью с ней стремились заполучить журналисты из Великобритании, Франции, Германии, Японии, Австралии и других стран. О переписке американской школьницы с главой Советского Союза писали во всех газетах, снимали сюжеты на телевидении.
В мае 1983 года Саманта и ее родители (разумеется, с одобрения Вашингтона) приняли приглашение Андропова и начали планировать поездку в СССР. Все расходы взяла на себя советская сторона. Незадолго до отъезда Смитов навестил представитель госдепартамента и дал инструкции о том, как следует вести себя во время визита. Однако в самом Белом доме ни одобрения, ни осуждения по поводу грядущей поездки не высказали.
«Мы спросили человека из госдепа, который зашел к нам перед отъездом, что нам делать, если нас поставят в неловкое положение, если получится, что мы выступаем против собственной страны, – рассказывала Джейн Смит. – И знаете, что он нам ответил? Он сказал: они не станут этого делать. Они все понимают и не станут этого делать».
Из этих слов можно сделать вывод, что правительства обеих стран, вероятно, рассматривали поездку Саманты как важную миротворческую операцию и способ наладить отношения.
7 июля 1983 года Саманта вместе с родителями вылетела в Москву. В аэропорту ее ждали двое гидов и огромная толпа журналистов. Репортёры повсюду следовали за «маленьким послом мира» (так окрестили Саманту в прессе), но девочка на удивление быстро привыкла к вспышкам фотокамер, хотя чрезмерное внимание порой ей досаждало.
В Советском Союзе Смиты провели две недели. Для Саманты они были, наверное, самыми насыщенными в жизни: она успела посетить Москву, Ленинград и лагерь «Артек» в Крыму. Школьницу и ее родителей селили в лучших гостиницах и возили на представительской «Чайке». Во время своего пребывания в Москве Саманта посетила Кремль, возложила цветы к месту захоронения первого космонавта Юрия Гагарина и к могиле Неизвестного Солдата. Кроме того, в обязательную культурную программу, конечно же, вошел мавзолей Ленина, куда Саманту пустили без очереди, и квартира, в которой жил вождь мирового пролетариата. Позднее Саманта не раз говорила, что Владимир Ленин для советских людей – как Джордж Вашингтон для американцев.
В Ленинграде девочка познакомилась с историей блокады, прочла дневник советской школьницы Тани Савичевой и почтила память жертв Великой Отечественной войны. Саманте показали Петергоф, Эрмитаж и ленинградский Дворец пионеров, где к ее приезду приготовили вечер русских сказок.
Повсюду к приезду Саманты готовились не хуже, чем к приему иностранных послов (коим она, в принципе, и являлась). И только оказавшись в «Артеке», где Смиты провели три дня, школьница смогла вкусить немного советского быта и почувствовать себя наравне с обычными советскими детьми. Когда ее спросили, с кем она хочет жить – с родителями в гостинице или с девочками в лагере, Саманта воодушевленно ответила: «С девочками!». На Саманту надели пионерскую форму и повязали бело-голубой галстук (такие в «Артеке» выдавали иностранным гостям). Форма Саманте очень понравилась, и она увезла ее с собой в США.
В «Артеке» для нее провели большую экскурсию: показали живой уголок, музей и космическую выставку. Хотя все в лагере относились к Саманте как к особенной гостье, она соблюдала обычный распорядок дня и жила, как все дети: вставала рано утром, шла на общую зарядку, ходила на пляж и играла с другими детьми.
Правда, некоторые вещи девочку удивляли. К примеру, такой забавный эпизод вспомнила в беседе с журналистами Ольга Сахатова, работавшая вожатой в отряде Саманты:
«Сижу с вожатыми, обедаю. Вдруг бежит ко мне какой-то ребенок, меня зовет. Подбегаю. «В чем дело? Что это такое? Это сосиски». «А почему они такие желтые?». «А какие они должны быть?» «Красные. Я не буду их есть».
Сохранился документальный фильм, посвященный шестидесятилетию «Артека», который снимали как раз во время пребывания там Саманты. Кадры, на которых счастливая Саманта в пионерской форме на английском языке поет песню «Пусть всегда будет солнце», не оставляют сомнений в том, что эта солнечная девочка покоряла сердца всех, с кем встречалась.
Перед отъездом Саманта еще раз побывала в Москве, где встретилась с первой женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой и другими знаменитостями. Также школьница посетила Большой театр, московский цирк, музей игрушки и Олимпийский центр в Крылатском. Сам Андропов с ней так и не встретился, сославшись на занятость (в то время генсек уже был тяжело болен), однако поговорил с ней по телефону и прислал множество подарков. В ответ Саманта подарила Андропову книгу с известными высказываниями Марка Твена.
22 июля Саманта вернулась домой. В Манчестере девочке устроили пышный прием с лимузином и красной ковровой дорожкой. В свои 11 лет она стала настоящей звездой: ее наперебой приглашали к себе разные телеканалы и радиостанции, она даже снялась в двух голливудских сериалах – «Чарльз в ответе» и «Улица Лайм». Но главной миссией Саманты все равно оставалась ее миротворческая деятельность. В качестве корреспондента канала «Дисней» она брала интервью у кандидатов в президенты США от Демократической партии: девочка задавала им вопросы о равенстве, правах детей и ядерном разоружении. А в декабре 1983 года Саманту пригласили в Японию, где она побывала на детском симпозиуме в Кобе.
Почти все признавали, что Саманта была необыкновенно чистым и искренним ребенком, который действительно хотел помочь всем странам объединиться для достижения мира на Земле. Однако на родине к ней относились по-разному. Многие считали девочку орудием советской пропаганды, а некоторые одноклассники даже обзывали ее коммунисткой.
Впрочем, очевидно, что даже если Саманту использовали, это пошло на пользу как СССР, так и США.
«Мы считали, что делаем доброе дело, – говорила мать Саманты. – Да, это была хорошая реклама для Советского Союза. Но это была реклама и для американцев тоже. Благодаря поездке Саманты, по телевизору в США впервые показали, как играют советские дети. До этого нам показывали сплошные парады с танками и солдатами. А советские люди впервые увидели, что у американцев тоже есть семьи».
Думается, это прекрасно понимала и сама Саманта. Когда во время интервью ее спрашивали, осознает ли она, что в Советском Союзе ей показали не всю правду, она отвечала: «Принимая у себя в доме гостей, я тоже не стала бы показывать им какой-нибудь захламленный пыльный чулан».
В свои 13 лет Саманта Смит была, пожалуй, самой известной и влиятельной школьницей в Соединенных Штатах. И пусть многие говорили, что Кремль и Белый дом пытались сделать ее пешкой в своей сложной и жестокой игре – благодаря Саманте и ее идеалам две страны действительно сумели наладить свои отношения.
Саманта прожила яркую, но, увы, короткую жизнь. 25 августа 1985 года самолет, в котором она вместе с отцом летела на съемки сериала «Улица Лайм», потерпел крушение из-за сложных погодных условий. Никто из находившихся на борту шести пассажиров и двух пилотов не выжил. Трагедия породила слухи о том, что смерть Саманты могли подстроить, но проведенное расследование показало, что авиакатастрофа произошла по вине пилота: он опустил самолет ниже посадочной глиссады и не пошел на второй круг. Плохая видимость и неисправность наземного радара лишь усугубили ситуацию.
Проститься с «маленьким послом мира» пришло около тысячи человек. В их числе был и представитель советского посольства Владимир Кулагин, зачитавший обращение от Михаила Горбачева:
«Все, кто знал в Советском Союзе Саманту Смит, навсегда оставят в памяти образ американской девочки, которая, как и миллионы советских юношей и девушек, мечтала о мире, о дружбе между народами Соединенных Штатов и Советского Союза».
Рональд Рейган также передал Джейн Смит свои соболезнования, написав:
«Возможно, вас немного утешит, что миллионы американцев, миллионы людей разделяют всю тяжесть вашего горя. Они тоже трепетно сохранят в памяти Саманту, ее улыбку, ее идеализм и чистую, непритворную нежность ее души».
Ее мать Джейн Смит в заявлении для прессы сказала: «Я надеюсь, что Саманта и Артур помогли нам понять, насколько важен каждый из нас. Саманта не могла принять того, что люди должны быть жестоки друг к другу. Она была убеждена, что мир может быть достигнут и должен поддерживаться человечеством».
В том же году СССР и США начали переговоры о ядерном разоружении. А Джейн Смит основала в память о дочери фонд, который стал заниматься молодежными обменами между советскими (а впоследствии и российскими) и американскими школьниками.