25 августа великому мастеру отечественного кино, режиссеру Георгию Данелии исполнилось бы 90 лет. Архитектор по образованию, пришедший в кинематограф уже в зрелом возрасте, он стал одним из лучших отечественных кинорежиссеров и снял 16 полнометражных лент, среди которых «Не горюй», «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Афоня», «Осенний марафон» и «Кин-дза-дза!». Эти фильмы вошли в золотой фонд отечественного кинематографа и разошлись на цитаты, которые стали своеобразным культурным кодом: паролем, помогающим отличить «своего» от «чужого». Если ты бросил фразу, а другой подхватил ее и продолжил, то вы уже знаете, что вас объединяет общий культурный контекст. Ведь всякий, кто смотрел фильмы Данелии, стал чуть-чуть мудрее, добрее и шире душой.
Будущий великий режиссер родился в августе 1930 года в Тбилиси. И хотя уже через год родители увезли его в Москву, где и вырос Данелия, но Грузия все равно навсегда осталась в его сердце и творчестве. Семья поддерживала тесные связи с грузинскими родственниками, а во время Великой Отечественной войны мальчик с матерью и вовсе жили в Тбилиси, поэтому Данелия всегда чувствовал свои грузинские корни. Это отразилось и в его киноработах: многие фильмы проникнуты этим внутренним родством художника с родиной его семьи.
Его отец, Николай Данелия – инженер-путеец, в 30-х годах он строил Московское метро, а во время войны занимался созданием подземных командных пунктов для руководства страны. Окончил войну в звании генерал-майора и позднее работал главным инженером Метростроя Москвы и СССР. А мама, Мери Анджапаридзе, работала сперва ассистентом режиссера, а потом режиссером-постановщиком на «Мосфильме» и даже удостоилась за свою работу Сталинской премии!
Именно благодаря маме и ее грузинским родственникам Георгий Данелия еще подростком буквально влюбился в кинематограф. Его родные тетя и дядя – Верико Анджапаридзе и Михаил Чиаурели, жившие в Грузии, – были актерами театра и кино, как и их дочь, прекрасная актриса Софико Чиаурели, двоюродная сестра Георгия Данелии.
Вся эта творческая семейная среда не могла не сказаться на становлении юноши. И хотя после школы он решил стать архитектором, окончил МАРХИ и даже работал некоторое время в Институте проектирования городов, но кино все сильнее влекло его. В 1956 году 26-летний Георгий Данелия поступил на Высшие режиссерские курсы при киностудии «Мосфильм», в мастерскую Михаила Калатозова. Этот момент оказался поворотным в его судьбе: делом всей его жизни стал кинематограф.
Через три года он уже работал режиссером-постановщиком на «Мосфильме». Впрочем, сам Георгий Данелия говорил, что архитектурное образование ему тоже очень пригодилось. Оно оказалось незаменимым для построения красивых и точно выверенных кадров, которыми славятся фильмы режиссера.
Первая же его картина «Сережа», снятая в 1960 году в соавторстве с Игорем Таланкиным, получила Гран-при Международного кинофестиваля в Карловых Варах и ряд других престижных наград. А уже через три года к молодому режиссеру пришла настоящая всесоюзная известность! Его новый фильм «Я шагаю по Москве», снятый в придуманном им самим жанре лирической комедии, сразу стал главным культурным событием года. Его посмотрели 20 миллионов зрителей, и до сих пор этот фильм является признанной классикой советского кино.
Официальный статус Данелии – режиссер комедийного жанра. Он был не против этого, тем более что на комедию давали больше пленки, а иногда и больше средств. Но снятые им фильмы комедиями можно назвать с очень большой натяжкой. Они куда шире этого определения и не вписываются ни в какие жанровые рамки.
«Талант комедиографа – это очень редкий дар, – сказала в интервью корреспонденту «МИР 24» кинокритик Екатерина Барабаш. – Это талант в каком-то смысле более высокой пробы, поскольку донести понимание серьезных проблем через юмор – задача очень сложная. Для этого нужно особое строение ума и души. В Советском Союзе были творцы, умеющие говорить эзоповым языком. Они умудрялись с помощью художественного образа донести до зрителя самые актуальные и острые проблемы». В этом смысле Георгий Данелия, по словам кинокритика, – уникальный художник. Ему удается говорить даже не эзоповым языком, который был присущ творчеству Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова, а очень открыто.
Данелия – настолько тонкий режиссер, что языком искусства, одними только кинематографическими средствами, без второго слоя, ему удается сказать очень многое. Он обращается к той части души человека, которая способна воспринимать искусство. Его понимает каждый: он умудряется дотянуться своим вкрадчивым творчеством до того лучшего, тонкого и светлого, что есть в каждом человеке.
Его фильмы поражают зрителя в самое сердце! Это такие истории с презумпцией добра: его герои поступают так, как в жизни человек вряд ли поступил бы. Но в кадре все жизненно и убедительно. «А раз люди считают, что так может быть, выходит, они и в жизни с такими чудесами уже встречались. Хотя, может быть, и не суммировано, как в фильме», – говорил сам Георгий Данелия в одном из своих интервью. Режиссер утверждал, что все добро в его картинах не придумано, оно рядом. «Оно все равно выживает. И вот, я помогаю ему, как могу».
«На материале самых бытовых, частных историй Георгий Николаевич выстраивал картину какого-то вселенского, космического гуманизма, – говорит кинокритик Екатерина Барабаш. – Ведь разговор о самых интимных семейных делах он выводил на уровень таких глобальных проблем, что только диву даешься. И эту задачу он выполнял настолько лучше других, что его фильмы всегда будут смотреть!».
Не все знают, что Георгий Данелия был не только режиссером, но и сценаристом большинства своих фильмов. И некоторых не своих тоже: например, по его сценарию снят фильм «Джентльмены удачи». А режиссером этого потрясающего фильма стал Александр Серый, его однокашник по режиссерским курсам.
Любовь к литературному творчеству вылилась в то, что кроме множества сценариев, Георгий Данелия написал несколько прекрасных, тонких и умных автобиографических книг, среди которых «Безбилетный пассажир», «Тостуемый пьет до дна», «Кот ушел, а улыбка осталась».
Да и в сценариях кинематографиста было много автобиографичного. Так, образ девушки-адвоката из фильма «Мимино» был почти полностью «срисован» им со своей дочери. Когда та начала работать адвокатом сразу после института, то ее никто не воспринимал всерьез: выглядела она почти девочкой. Первым ее подзащитным был немолодой рецидивист. Когда ее оставили с ним в «Бутырке» один на один, то девушка выглядела так растерянно, что подзащитный даже посочувствовал ей и стал тихонечко подсказывать, что она должна у него спрашивать. В фильме, кстати, девушку-адвоката звали так же, как и дочь режиссера: Светлана Георгиевна.
Сам Георгий Данелия в большинстве своих фильмов играет маленькие эпизодические роли. Это своеобразный автограф большого художника и его авторская шалость. Всего Георгий Данелия снялся в одиннадцати своих фильмах. Но найти его на экране бывает непросто.
Так, в «Осеннем марафоне» это – немецкий офицер в кино по телевизору, в фильме «Я шагаю по Москве» – чистильщик обуви, в «Мимино» – командир экипажа самолета, в фильме «Паспорт» – араб с осликом, и лишь в фильме «Кин-Дза-Дза!» он играет более заметную эпизодическую роль: Абрадокса с планеты Альфа.
«Возможно, корни тонкого, универсального «данелиевского» юмора кроются в его грузинском происхождении, – говорит кинокритик Екатерина Барабаш. – И неважно, что ему не было и года, когда родители переехали с ним в Москву. Все равно Тбилиси на каком-то генетическом уровне стал источником вдохновения режиссера. Это чувствуется и в «Мимино», и особенно – в фильме «Не горюй». Это уникальное произведение: режиссер взял французский роман Клода Тилье «Мой дядя Бенжамен», наполненный до краев французским духом, тонким, как аромат вина. И, не затронув главного, перенес действие на грузинскую почву. А в результате фильм получился абсолютно грузинским! Проникновенным и о таких вечных вещах, как, например, соотношение важности жизни и смерти. Удивительно, но этот режиссер берет глобальнейшие идеи, облекает их в самую простую форму, а ты потом смеешься и плачешь. И не можешь отвязаться от мыслей о бренности смерти, радости жизни и наоборот. Это удивительно поэтический фильм!».
На примере фильмов Георгия Данелии видно, как настоящее искусство, причем облеченное в самую простую форму, способно разбудить в человеке все самое лучшее, что в нем есть. В те полтора часа, пока зритель смотрит фильм этого мастера, он будет лучше, светлее, добрее и ближе к Божественному. Георгий Данелия – очень большой художник и, возможно, мы сами еще до конца не поняли, насколько большой.
Подробнее в сюжете: Новости кино