В России выдан первый кредит под криптовалюту – речь идет о токенах. Есть ли перспектива у таких сделок, телеканалу «МИР 24» рассказал генеральный директор платформы по работе с криптовалютными активами Павел Салас.
- Такие сделки будут частым явлением?
Павел Cалас: Здесь очень много спорных нюансов, в зависимости от того, какой тип токенов будет идти под залог. В данном случае был выдан залог под количество токенов платформы Waves. Но токены этой платформы имеют волатильность. Возникает вопрос, как оценить стоимость данного актива: если брать по текущей цене, что будет, если цена упадет или вырастет. Я не знаю, как точно они просчитали эту сделку и при каких параметрах, но если вы даете ссуду на 50 процентов от объема тех токенов, которые даются, то если посмотреть исторически, на Waves плюс-минус риски закрываются. С большой вероятностью цена токена работающей платформы, на которой появляются новые проекты, не будет падать ниже на 50 процентов сразу или ниже, чтобы деньги потеряли. Если человек не возвращает деньги, можно было бы продать данный актив, и получить деньги обратно плюс какой-то процент.
- В залог оставляется криптовалюта вместо квартиры, машины, земельного участка. Человек в залог может оставить электронную валюту – это шаг в другое измерение?
Павел Cалас: Они каталогизировали данную валюту как цифровой актив, не денежный, и он прошел. С одной стороны, это пиар для банка, который это сделал, с другой стороны, это для отрасли, после того как прошел новый закон о цифровых активах, это идет. Для банков с улучшением регулирования, которое происходит, будет легче потом давать под актив, который называется стейблкойн – то есть те, которые привязаны к определенной валюте, то есть их волатильность минимальна, если она вообще есть.
- Криптовалюта, биткоины. Как это понять неспециалисту?
Павел Cалас: Надо разделить криптовалюту и токены на две разные вещи. Криптовалюта – одно из проявлений данной сущности, она структурируется как классическая валюта, как деньги – для того, чтобы переводить их кому-то и на них что-то покупать. Токены родились как идея смарт-контракта, сама концепция была, что у токена больше свойств. В первую очередь, это не деньги как таковые, а это возможность у токена использовать платформу того проекта, который эмитировал эти токены как пункты лояльности, как возможность платы за лицензию чего-нибудь. Это инструмент, который используется на территории платформы, плюс токены подходят как Security -токены. Это когда токен становится аналогом цифровой акции, где, например, компания раз в полгода, раз в квартал, раз в год начисляет дивиденды, в том числе по токенам, или она это может делать постоянно от выручки, распределять это внутри сети.
- Чем обеспечена криптовалюта?
Павел Cалас: Криптовалюты, за исключением того, что называется Tether и стейблкойны, где они говорят, что они обеспечены бэк-ту-бэк количеством долларов на банковском счете, количеством Tether, который эмитирован, поэтому всегда будет курс один к одному. В остальных криптовалютах они ничем не обеспечены с точки зрения классического понимания. Они обеспечены это верой в данную валюту другими людьми и открытым рынком. Если кому-то нужен данный актив, его начинают покупать, он автоматом начинает расти в цене. Если он никому не нужен, то начинает падать в цене. И где-то происходит классическая взвешенная часть, где стоимость актива становится именно рыночной стоимостью – то, что дают покупатели и продавцы.
- Рейтинг криптовалют существует, на, что больше всего спрос?
Павел Cалас: Можно посмотреть по капитализации криптовалют. Есть такая страница coinmarketcap, на которой показывается капитализация валют, на каком месте какая валюта находится. Там появляются валюты, которые вдруг сразу взлетели – там большой капитализации нет. Классический вариант – это биткоин, потом идет эфир. Разрыв между биткоином и эфиром достаточно сильный. Разрыв между эфиром и следующей валютой тоже сильный – практически в два раза.
- В легализации биткоина какой следующий шаг?
Павел Cалас: Все зависит от того, куда политически подует ветер дальше. Если мы посмотрим первый закон о цифровых активах, который предлагался, – это было одно. Он сильно изменился. Скорее всего, криптовалюты как деньги не будут приняты, они могут быть использованы как средства сбережения. В России народ может иметь на счетах доллары, но платить ими он не имеет права, это запрещено. Все транзакции на территории РФ должны делаться в рублях. При лучшем раскладе биткоин приравняют к данной ситуации.
- Некая разновидность сберегательных счетов в некой криптовалюте?
Павел Cалас: Да, а почему нет? У нас есть золотые счета, где можно в золоте хранить, в серебре, почему нельзя хранить в криптовалюте? Ты пользоваться им не можешь как инструментом оплаты, но ты его можешь использовать как сберегательный инструмент. Ты можешь его закладывать в банк, получать кредиты под него и просто держать его на счете, если хочешь в банке.
Чтобы много людей этим пользовалось, они должны быть похожи на классические финансовые инструменты, чтобы ты мог бросить их на свой банковский счет. Сама концепция другая изначально в криптовалютах: мы не доверяем государству, которое может печатать деньги, как оно хочет, это было после кризиса 2008 года. Мы хотим, чтобы валюта имела под собой не напечатанный, а четкий математический алгоритм. Мы хотим хранить эту валюту самостоятельно в своих кошельках, где ее отнять никто не может, не может закрыть банковский счет. Смена парадигмы, того, что ты сам должен нести за нее ответственность, но у тебя ее никто забрать не может, являются важными для 80% людей, которые сейчас пользуются криптовалютой. Чтобы было массовое использование, мы развернем в обратную сторону и получится, что это будет еще один сберегательный актив или инвестиционный актив, если кому-то это понадобится.
Подробнее в сюжете: Гости эфира