Дети безвестно отсутствующих беглых алиментщиков начнут получать социальную пенсию по потере кормильца. Размер выплат будет рассчитываться индивидуально. О том, что это значит и почему мужчины уклоняются от выплат алиментов – рассказали эксперты.
Практика выплат финансовой помощи детям, не получающим алименты от родителей, пропавших безвестно, существовала и раньше. Однако проблема состояла в том, что суды отказывались принимать иски от бывших жен и опекунов детей, требуя справки из полиции. Предоставить эти документы было практически невозможно – полиция не объявляет в розыск должников. Этот недочет был исправлен, и теперь суды принимают документы и от приставов.
В список исчезнувших запишут лишь тех, кто действительно пропал из поля зрения семьи и информационных сетей. По словам председателя коллегии адвокатов «Сулим и партнеры», адвоката Ольги Сулим, гражданин признается безвестно отсутствующим в том случае, если в течение года в месте его жительства отсутствуют сведения о месте его пребывания (это регулирует ст. 42 Гражданского кодекса РФ). Соответственно, раз он является безвестно отсутствующим, лица, прежде находившиеся на иждивении данного гражданина, обретают возможность получения социальной пенсии по потере кормильца. Таким образом, вместо алиментов дети пропавших родителей будут получать социальную пенсию по потере кормильца.
«Поскольку само по себе безвестное отсутствие является потерей кормильца, несовершеннолетнее лицо, находившееся на иждивении (или должное на нем находиться), получает право на социальную пенсию вне зависимости от того, был ли официально оформлен брак родителей или нет, находились ли они в разводе на момент пропажи одного из родителей или нет. В соответствии с п.1 ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца и, следовательно, обладает всеми правами последней относительно получения социальной пенсии и иных установленных законом выплат», – поясняет Ольга Сулим.
Что делать тем, кто официально не находился в разводе, но при этом один из супругов пропал и отсутствует более года? В таком случае, по совету адвоката Владимира Гончарова, обращаться в полицию для установки местонахождения супруга следует по истечении пяти-семи суток. С этого момента начнется определение – является ли он безвестно отсутствующим или нет. После того как будет получен ответ из полиции, жена (или муж) имеет право обратиться в суд для признания второго супруга отсутствующим. Владимир Гончаров отмечает, что по этому поводу существует разъяснение Верховного Суда: если длительное время нахождение пропавшего неизвестно, полиция (как и суд) не установила его местонахождение, тогда он признается безвестно отсутствующим. После этого родитель или опекун имеет право обратиться в Пенсионный фонд для получения страховой пенсии по потере кормильца. Если дети не достигли 18 лет, то на каждого ребенка назначается отдельная сумма, которая варьируется в зависимости от прожиточного минимума. Также, по словам Владимира Гончарова, если ребенок не достиг 23-летнего возраста и учится очно, он имеет право на получение пенсии по потере кормильца.
Данный закон распространяется и на бывших супругов, и на тех, кто исчез из жизни своей семьи и не оформил развод. Состоят или не состоят родители в браке – значения не имеет.
«Для многих граждан, самостоятельно воспитывающих ребенка, признание «пропавшего» супруга или супруги или бывшего супруга или супруги безвестно отсутствующим, является единственным реальным шансом исправления материального положения несовершеннолетнего посредством получения социальной пенсии по потере кормильца. Размер такой пенсии, в зависимости от региональных доплат, составляет в среднем около 8,5–10 тысяч рублей. То есть, деньги, которые будет государство выплачивать таким семьям, сравнимы с алиментами от средней заработной платы. Нет никаких сомнений в позитивности данной меры», – комментирует Ольга Сулим.
Чаще всего в России несовершеннолетние дети остаются проживать с матерью, а отцам назначают алименты и порядок общения с детьми. Однако иногда мужчины пренебрегают своими обязанностями и деньги на воспитание ребенка не выплачивают. Почему? Разбираемся вместе с психологами.
По словам психолога Натальи Малышевой, психика мужчины срабатывает так, что появляется убеждение в том, что деньги не доходят до ребенка и не используются по прямому назначению. Большинство мужчин уверено, что алименты используются женой (бывшей или настоящей) на свои нужды, поэтому они уклоняются от их уплаты. Что делать в этом случае?
Наталья Малышева советует договариваться с мужчиной, письменно заключать соглашения, но не через суды, так как есть такая тенденция: суды – это принуждение, а не побуждение. Принуждение же вызывает внутреннее сопротивление.
«Все это вызывает извечный конфликт, борьбу полов – по-другому я это не назову. Поэтому, нужно побуждать мужчину оказывать помощь. Не нужно требовать деньги, а составить список необходимых товаров, отвести мужчине миссию оплатить этот пакет нужных товаров. Это приведет к тому, что мужчина сам предоставит финансы, чтобы ограничить себя в «не мужском» деле, как он считает, но при этом будет подчеркнута его миссия главного добытчика в семье», – говорит Наталья Малышева.
Психолог Андрей Смирнов отмечает, что в этой ситуации любое обобщение изначально будет неправильно. Он делит мужчин на три группы: первая та, которая не только платит фиксированную сумму алиментов, но и активно участвуют в жизни своих детей, даже если развод с бывшей женой оказался болезненным. Андрей Смирнов поясняет, что в этом случае отцы сохраняют привязанность к своему ребенку и готовы давать ему больше, чем этого требует закон.
Другая часть мужчин ограничивается только формальной отсылкой алиментов, это может быть связано с тем, что отец не привязан к ребенку, он сильно увлекся новой семьей или семейная жизнь попросту оказалась не для него.
«Третья группа – это безответственные люди, которые бегают от алиментов. Бывает действительно трудно «выбить» с них деньги по закону, потому что формально они могут себя признать безработными и ничего не получать. Поэтому, действительно, в таком случае лучше доплачивать фиксированное пособие, а не гнаться за человеком, с которого невозможно взыскать деньги», – заключает Андрей Смирнов.
Подробнее в сюжете: Должники и коллекторы