Заполнить рыбой все две с лишним тысячи озер Кыргызстана. Такая задача стоит сейчас перед рыбными хозяйствами страны. Там говорят: задача сложная, но выполнимая. Уже готовы выпустить в свободное плавание карпов, форель и иссык-кульского чебака. Как готовят водоемы и почему запрет на лов рыбы не улучшил ситуацию в стране, узнала корреспондент «МИР 24» Александра Мучкина.
Водолазы-добровольцы проводят на дне горного озера субботник – уже не первый за сезон. За одну уборку на сушу поднимают десятки килограммов пластика и запрещенные в акватории сети браконьеров.
«Наши силы с браконьерами неравны. У них современные лодки, у нас вся техника старая. Нас мало, чтобы следить за огромным озером, мы не успеваем. Только вместе с местным населением, с главами сел, все вместе мы сможем исправить ситуацию», – сказал начальник департамента рыбного хозяйства по Иссык-Кульской и Нарынской области Бакыт Асанов.
Чтобы сохранить рыбные запасы, в начале 2000-х на озерах Кыргызстана ввели мораторий на вылов. Под запрет попала и деятельность рыбных хозяйств. Хотя они охраняли и зарыбляли свои участки. Сейчас в озере почти не осталось иссык-кульского чебака, маринки, форели и сига. Власти начали диалог с рыбными хозяйствами. Спустя 20 лет.
«Правительство недавно приняло закон о создании Департамента рыбного хозяйства, который и будет курировать все эти вопросы, восстанавливать то, что мы порушили с мораторием, уничтожив рыбоводство в стране», – указал председатель Ассоциации рыбных хозяйств Кыргызстана Ренат Гасаев.
За время моратория рыбоводы начали выводить мальков из икры. Сегодня эта работа под силу многим хозяйствам Кыргызстана.
Село Тюп считается самым рыбным местом во всей Иссык-Кульской области. Все потому, что там самые благоприятные условия, чтобы выпускать мальков в большое плавание. В этом селе протекают сразу две крупные реки, которые впадают в озеро Иссык-Куль, – Жыргалан и Тюп.
В мае рыбовод Асан Джанаев выпустил в реки около полутора миллионов мальков карпа. Вышло недешево. Говорит: они вырастают из икры примерно за полгода. Все это время рыбу нужно кормить.
«В правовом плане государство нам помогает, но оно тоже бедное. Как-нибудь решим этот вопрос, может, они будут давать нам какую-то квоту на отлов рыбы, чтобы мы компенсировали свои затраты», – отметил рыбовод Асан Джанаев.
Последние два года Асан Джанаев вместе с коллегами охраняет места нереста чебачка от браконьеров. Теперь рыбу уже видят в воде. Специалисты уверены: если власти не будут препятствовать промыслу, через пять лет рыба снова будет жить в горных озерах Кыргызстана.
Подробнее в сюжете: Экологические проблемы
Читайте также: