07:00 27/08/2020

Питание детей-аллергиков: как организована кухня в образовательных учреждениях Москвы?

Мониторинг, проведенный в российских образовательных организациях, показал, что в 32 регионах дети-аллергики в детских садах не получают питание. Почему так происходит, телеканалу «МИР 24» рассказала уполномоченный по правам ребенка в Москве Ольга Ярославская.

- Почему дети с пищевыми особенностями в детских садах не питаются никак?

Ольга Ярославская: Система образования не готова к тому, чтобы принимать детей с особенностями. Пищевых аллергий настолько много, что каждому ребенку индивидуальное меню подобрать невозможно. Но по массовым заболеваниям решать надо. Я могу дать информацию по Москве. Этот вопрос решается с 2017 года, на сегодня работают 3 детских дошкольных отделения, которые полностью перепрофилированы на детей с пищевой аллергией.

- Эти 3 сада специализируются на каком-то определенном виде пищевой аллергии?

Ольга Ярославская: Утверждено 20-дневное меню по пищевой аллергии без молочного белка.

- Как устроена система питания в детских садах и школах? Есть ли свои повара? В таком случае проще приготовить блюда для детей с особенностями, чем в случае бортового питания.

Ольга Ярославская: Никакого бортового питания в Москве нет ни в одном образовательном учреждении, это только столовая, которая готовит из сырья. Это дает возможность маневра по обеспечению детей-аллергиков безопасным для них питанием.

- Если в детских садах нет привозного питания, почему нельзя приготовить отдельные блюда для тех детей, которые в этом нуждаются?

Ольга Ярославская: Во-первых, это свои технологические карты, на все есть регламенты, персонал, который это готовит это питание, должен пройти переподготовку, пищеблок должно иметь дополнительные холодильные камеры и т.д.

- Что делать родителям, если ребенок-аллергик не попадает ни в один из трех специализированных садов?

Ольга Ярославская: Каждая семья должна определить, взвесить те риски, которые будет нести здоровье ребенка, когда он будет посещать государственное общеобразовательное учреждение. Если у ребенка тяжелая форма аллергии пищевой, то риски достаточно высоки. Дошкольное образовательное учреждение не является обязательным, возможно, есть смысл сначала подлечить аллергию, чтобы ребенок к школе пришел более окрепшим, или воспользоваться услугами, которые предоставляются по специализированному детскому саду.

- Как часто родители обращаются с жалобами на нарушения прав ребенка в связи с тем, что он не получает положенное питание в детском саду?

Ольга Ярославская: В прошлом году было семь обращений по всей Москве. Из них два повторно. Это немного, мы решаем это в ручном режиме, предлагаем семьям, если они настаивают, пойти в специализированное дошкольное учреждение.

- Еду в дошкольных учреждениях готовят повара, а как обстоят дела в школах?

Ольга Ярославская: Все зависит от архитектуры школы. Есть школы- пятиэтажки еще довоенного фонда. Там вообще не предусмотрен пищеблок: и пристроить его невозможно, невозможно отделить цеха, есть только стойка буфета раздаточная. Там привозное питание сохранено, другого выхода кормить детей нет. Во всех остальных школах готовят из сырья.

- Что такое система буфетов «Здравушка» в московских школах?

Ольга Ярославская: C 2012 года продукция буфета «Здравушка» реализовывалась на территории московских школ. Это универсальная безглютеновое, безмолочное питание, которое ребята могут приобретать за свои деньги.

- Можно московским школьникам приносить еду из дома, или это категорически запрещено, или каждая школа это решает сама?

Ольга Ярославская: Если ребенок принесет с собой еду, никто отнимать не будет, но он все равно не получит полноценное питание, потому что оно не горячее. В Москве есть меню по выбору. Это сервис, расположенный на портале мос.ру. Родитель за две недели может выбрать рацион питания своему ребенку и оплатить его, если мы говорим о платном питании. Родитель так может регулировать, что можно ребенку, а что нельзя.

- Что нужно сделать в первую очередь, чтобы дети, нуждающиеся в особенном питании, могли получать его и детских садах и в школах?

Ольга Ярославская: Первое, нужно провести правильно диагностику аллергии. Очень большой процент родителей, которые приносят справки из частных клиник. Мне бы хотелось, чтобы в этом деле был наведен порядок, чтобы это был алгоритм у врачей, чтобы были правильно прописаны типы аллергии, чтобы мы это понимали.

Второе – чтобы на каждый тип аллергии было разработано меню, которое утверждено в Центре гигиены и эпидемиологии, чтобы они прошли требования к содержанию и к организации режима питания. Должны быть сделаны 20-дневные меню. Это тоже не все просто, но это надо сделать. Мы должны все это делать на основании статистики. Нельзя сделать детские места и сказать: здесь глютен, здесь коровье молоко, апельсиновый сок, белок. А после этого сделаем места и будем собирать детей.

Надо сначала понять, что надо. Московская система готова достаточно быстро перестраиваться, потому что технологически Москва очень хорошо оснащена. После этого уже надо открывать дошкольные учреждения. В каждом районе должны быть учреждения, которые будут специализироваться на пищевой аллергии.