«Я устал, я ухожу по-японски». Синдзо Абэ на неделе объявил о своей отставке. Для Cтраны восходящего cолнца – это стало настоящим шоком. До конца премьерского срока оставался еще год. Но здоровье подкачало, передает телеканал «МИР 24».
«Я хочу поправить здоровье и продолжить работу в парламенте, чтобы и дальше решать текущие политические проблемы», – сказал Абэ.
Пятничное заявление об уходе Синдзо Абэ далось нелегко. Последние недели ему приходилось особенно часто бывать у врачей. Журналисты даже дежурили у больницы. А о состоянии здоровья премьера докладывал генеральный секретарь кабинета министров Есихидэ Суга.
«Его обследовали на днях, а сегодня провели новый осмотр. Мы видимся с ним каждый день. Он недавно сказал мне, что хочет вернуться к работе и приложит для этого все усилия», – сказал Суга.
Но сил почти не осталось. У Абэ – язвенный колит: постоянные и порой невыносимые боли в кишечнике. Диагноз поставили еще 13 лет назад. Тогда болезнь в первый раз вынудила уйти с должности премьера. Он лечился, и небезуспешно: колит немного отступил. В 2012-м, после победы Либерально-демократической партии, ее лидер Абэ вновь возглавил правительство.
«Придя повторно к власти в декабре 2012 года, Абэ сумел стабилизировать внутриполитическую ситуацию в стране, потому что до него в течение 6 лет японские премьер-министры менялись практически через год», – рассказал руководитель Центра японских исследований Института Дальнего востока РАН Валерий Кистанов.
2799 дней – так долго премьером Японии не был еще никто. Впрочем, для Абэ политика с самого детства – дело привычное. Его дед занимал премьерское кресло еще в пятидесятых, дядя – в шестидесятых.
«Его отец был министром иностранных дел в свое время. И как раз в тот период началось сближение между Советским Союзом во главе с Горбачевым и Японией», – рассказал Валерий Кистанов.
К добрососедским отношениям с Россией всегда стремился и Абэ. Даже поклялся на могиле отца: сделать все, чтобы поставить точку в территориальном споре с Москвой из-за Южных Курил. Он длится уже три четверти века.
«Особенно мне грустно оттого, что я так и не довел до конца работу над заключением мирного договора с Россией», – отметил Абэ.
В отличие от большинства предшественников в переговорах с Россией Абэ был особенно мягок. От претензий на острова не отказывался, но при этом не скрывал и дружбы с Владимиром Путиным.
«Возможно, вы не знаете, но мы с президентом Путиным встречались уже 27 раз. И я хочу, чтобы вы это запомнили, я хочу, чтобы вы понимали, что с президентом Путиным мы много раз обедали, и у нас такие отношения, что о них говорят «съели пуд соли», – говорил Абэ.
Абэ – один из немногих ведущих мировых лидеров, кто не отказался приехать на открытие Олимпиады в Сочи. К международным санкциям против России Япония формально присоединилась, но экономические связи с Москвой лишь укрепляла.
Российского президента японец всегда принимал как самого дорогого гостя, по-домашнему – родовом гнезде, куда редко пускают посторонних. Четыре года назад кормил его рыбой фугу. Блюдо изысканное и опасное: если неправильно приготовить – можно смертельно отравиться.
Для Путина Абэ – тоже близкий друг. Лидеры – давно на «ты».
«Хотел бы поблагодарить тебя, что ты принял решение обсудить в дороге вопросы, связанные с развитием двусторонних отношений», – отметил Путин.
Как и Путин, Абэ любит восточные единоборства. Ведь в политике иногда приходится быть самураем. Впрочем, есть у Абэ и более «мирные» хобби: например, гольф. Он часто играет с американским президентом Трампом.
«При этом решает в процессе игры серьезные дипломатические вопросы – как в двусторонних отношениях японо-американских, так и с другими странами, в том числе с Россией», – отметил Валерий Кистанов.
Быть премьером ему оставалось еще год. Преемников Абэ не выбирал. Однако многие уже предположили, что им может стать соратник и однопартиец Есихидэ Суга – тот самый, который каждый день навещал Абэ в больнице.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе