В Башкортостане по требованию Генпрокуратуры арестованы акции «Башкирской содовой компании». Такое решение принял Арбитражный суд. Это новый поворот в деле разработки горы Куштау, против которой выступили местные жители, рассказывает корреспондент «МИР 24» Глеб Стерхов.
Конфликт в Башкортостане теперь официально вылился в сумму с девятью нулями в рублях. Местной содовой компанией заинтересовался и Следственный комитет. Темпы рекордные. От искового заявления до ареста – считанные часы. На сайте Арбитражного суда республики официальное сообщение: «Наложен арест на обыкновенные именные акции АО «Башкирская содовая компания»… запрещено вносить любые изменения в реестр акционеров АО «Башкирская содовая компания». Определение подлежит немедленному исполнению».
Удивляться не приходится. Разобраться просил лично президент, заявители – начальство Генпрокуратуры, присоединилась и республиканская власть. Историю о том, как у государства отобрали ведущее предприятие страны и присвоили сверхприбыли, теперь будут расследовать на самом верху.
«Суть такова, что мы считаем, что сделка по размытию акций «Соды» и потеря управления республикой, совершенные в 2007-2013 годах, является незаконной и несправедливой. Поэтому мы требуем возврата акций в собственность Республики Башкортостан. Второе, мы считаем, что в результате действий группы лиц мошенническим образом нанесен ущерб нашей республике на довольно серьезную сумму в 34 млрд рублей, мы требуем ее возмещения», – сказал глава Башкортостана Радий Хабиров.
Этот огромный бизнес начался в 30-х годах прошлого века, когда геологи обнаружили в Башкирской АССР залежи известняка, и началась грандиозная добыча. Госпредприятие так и назвали «Сода». Объемы производства, а с ними и прибыль росли стахановскими темпами. На химическом гиганте в советские годы работал каждый третий житель Стерлитамака. Крупнейший в стране производитель соды – на его долю приходится 85% российского рынка. Помимо пищевой, здесь же компания «Каустик» выпускает каустическую соду. Ее потом используют для производства бумаги, мыла, стекла.
Ну а потом падение СССР, перестройка, неразбериха в бизнесе, реорганизация предприятий. Акционерное общество «Сода» осталось на плаву. Для Стерлитамака оно градообразующее, да еще обеспечивает республику тысячами рабочих мест и исправно пополняет бюджет. Контрольный пакет акций принадлежал государству. Второй владелец – московская акционерное общество «Башкирская химия».
Большие перемены начались семь лет назад. Все местные профильные предприятия объединили в один большой холдинг. На откуп отдали и государственную компанию «Сода». А новую структуру назвали «Башкирская содовая компания». Да-да, это та самая, с которой весь август воевали местные жители, и о которой на днях лично президент говорил.
«Башкирская содовая компания». Контрольный пакет там принадлежит частным лицам. Деньги, заработанные компанией, практически в развитие не инвестируются, в регионе не остаются. При общем объеме выручки в прошлом, в 2019 году, 45 миллиардов рублей на инвестиционные цели пошло только 2,5 миллиарда рублей. Где деньги? Известно где – в офшорах», – сказал президент РФ Владимир Путин.
Чудесное превращение в холдинг и манипуляции с пакетами акций оставило государство не у дел. Сегодня республике принадлежит лишь 38% акций «Башкирской содовой». Чуть меньше 5% – на руках у физических лиц, а вот контрольный пакет –у акционерного общества «Башкирская химия». Того самого, которое «прописалось» в Кипрском офшоре. Чистая прибыль БСК исчисляется десятками миллиардов рублей в год. Но точные данные, между кем и как она распределяется, закрыты. На то он и заграничный офшор.
А в Краснодарском крае Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении директора природного заповедника Утриш под Анапой. Там на прошлой неделе произошел пожар. Сгорело 126 гектаров реликтового леса. Следователи выявили многочисленные нарушения режима посещения заповедника, что и могло привести к возгоранию.