08:32 05/09/2020

С камерой наперевес: памятник фронтовым кинооператорам открыли в Подмосковье

В Подмосковье открыли первый в мире памятник фронтовым кинооператорам. Бронзовая фигура стоит на постаменте в форме объектива. Позади располагаются стеклянные полосы с изображениями кадров хроники. В годы войны кинооператоры наравне с солдатами делили тяготы и лишения. Половина получила тяжелые ранения, а каждый четвертый погиб. Историю одного из тех, кому посвящен монумент, узнавал корреспондент «МИР 24» Андрей Михайлов.

Знаменитую фотографию военный фотокорреспондент Евгений Халдей назвал «Завтра была война», но в историю она войдет под названием «Первый день войны». Сделав снимки тревожной Москвы, Евгений Халдей первым из своих коллег фотокорров уезжает в командировку в Мурманск.

«Мурманск стал на два года практически его площадкой для творчества, если можно так сказать. Сюда шли корабли с одеждой, был конвой который сопровождал это – подводные лодки. Это место, которое никак не могли гитлеровцы захватить», – поделилась дочь Анна Халдей.

Что снимать? Это был основной вопрос тех, кто был отправлен на фронт по заданию редакции. В каждой армейской части был как минимум один человек с камерой. Снимать только то, что мобилизует народ на борьбу с врагом. Таким образом политической руководство сняло этот вопрос.

«Показывать следовало боевую работу Красной армии и флота. Умение, доблесть и героизм бойцов Красной армии, умело владеющих оружием и наносящих поражение врагу», – отметил кандидат исторических наук Сергей Третьяк.

Начало Великой Отечественной войны

Чтобы получить редкие кадры, операторам приходилось изобретать новые виды съемки. На северном фронте Халдей упросил летчиков пустить его ради редкого кадра в бомболюк.

«Был бой воздушный. Он говорит, что когда сели, аэродром был покрыт такой мелкой галькой, а бомболюк был весь в щелях. Он говорит, что мне порезало все лицо этой грязью. Но в первую очередь он аппаратуру закрывал, а не себя», – добавила дочь Анна Халдей.

На войне оператор и фотокорреспондент должны были уметь делать все сами – проявлять пленку под пулями, в непогоду, в холод и жару. Пленку берегли больше чем себя. Проявленный материал расписывали по кадрам и отправляли в Москву.

«Если было срочное задание, например, прибыл английский конвой, то надо было это давать срочно в номер. Он ехал туда-обратно, и никто не знал, вернется он или нет . Авиацию сбивали в любое время», – отметила Анна Халдей.

Борис Соколов перед войной закончил ВГИК. В 1941-м он оператор московской студии кинохроники, снимал бои в Польше и Германии. Был среди тех операторов, кто первыми ушли на фронт. Вслед за ними на войну отправились уже все кинохроникеры и документалисты страны. К середине июля на фронте было больше 200 операторов. Их первые кадры – тысячи беженцев и пикирующие на них юнкерсы.

И если фотокорры снимали часто постановку, то операторов просили снимать хронику войны, создавать ее кинолетопись.

«Инсценировки были запрещены , поначалу, конечно, что-то снимали по несклько раз, но тогда и снимать особо было вроде нечего», – сказал фронтовой кинооператор Борис Соколов.

Военкорры снимали капитуляцию Паулюса под Сталинградом, благодаря кинохронике все узнали о зверствах фашистов в концлагерях, увидели последний штурм Берлина и Нюрнбергский процесс. Великие мгновения XX века снимало всего 52 кинооператора из 260 ушедших на фронт.