12 сентября 1990 года в Москве министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварнадзе вышел с заседания, радостно потирая руки. Наконец-то свершилось: главный оплот социалистического лагеря, Германская Демократическая Республика, прекращает свое существование – германский вопрос закрыт. На заседании министры иностранных дел стран-победительниц: СССР, США, Великобритании, Франции, а также ФРГ и ГДР подписали договор об окончательном урегулировании германской проблемы, результатом которого стало восстановление немецкого единства и окончательного «полного суверенитета Германии над своими внутренними и внешними делами». Через месяц, 3 октября, ГДР официально прекратила свое существование.
«Почему произошло так быстро? Потому что тянуть было некогда. Потому что, действительно, проблемы в самом же Советском Союзе нарастали все больше и больше. Более того, в 1989 году перестал существовать Восточный блок. Вся Восточная Европа была отпущена на свободу, кроме ГДР. Какой смысл было держаться за этот анклав?» – говорит кандидат исторических наук Евгений Гурьев.
Представьте себе, что однажды утром вы проснулись, а ваш город, Москва или Санкт-Петербург, вдруг оказался поделен на две части бетонной стеной. Маршруты автобусов, трамваев, метро – все упирается в стену. И так на долгие 30 лет. А за стеной остались ваши родственники, знакомые, друзья. 13 августа 1961 года такую стену возвели в Берлине, отрезав Западный Берлин от Восточного. Таким образом, в середине ГДР образовался своеобразный анклав Западного мира, окруженный со всех сторон социалистической действительностью. Строительство стены было завершено практически в течение десяти дней. Стена стала символом разделения мира на Восток и Запад.
«Там, конечно, удивительные вещи происходили с этой стеной, потому что метро было единым, трамвай, телефонная сеть. Все пришлось «распиливать», остались только соединительные линии, которые было никак не разъединить. Это была канализация и водопровод, их просто перекрыли огромными железными засовами»? – комментирует писатель Александр Мясников.
Советское правительство неоднократно предлагало сделать Берлин свободным городом под эгидой ООН, но каждый раз получало отказ. Американцы очень болезненно восприняли появление стены. Президент США Джон Кеннеди заявил, что Америка готова защищать независимость Западного Берлина любой ценой. В ФРГ и Западный Берлин были переброшены десять тысяч американских солдат и танковые подразделения. В США была объявлена мобилизация. В ответ Советский Союз перебросил в Восточный Берлин свои части военнослужащих. Дело шло к прямому военному конфликту. 24 августа 1961 года американцы выдвинули свои танковые соединения к самой границе.
«В октябре 61 года происходит так называемое суточное противостояние на КПП. Когда десять американских танков заехали на территории Восточного Берлина, в ответ на это выехало десять советских танков. Замечу, что в башнях находились боевые заряды, и в течение суток советские и американские танки находились на расстоянии прямого выстрела. Приказ «отойти» был отдан первым советским танкистам. Как только отошли мы, американцы уехали. Это был пик противостояния», – рассказывает Евгений Гурьев.
Сегодня почти во всех современных армиях на вооружении стоят лазерные установки, задача которых ослепить и вывести из строя светочувствительные приборы противника. Человеческий глаз при резком переходе из тьмы к свету тоже на некоторое время теряет свои функции. Этот факт и решил использовать в 1945 году во время Берлинской операции при штурме Зееловских высот маршал Жуков. Неожиданное включение 143 мощных зенитных прожекторов ослепило оборонявшихся немцев и вывело из строя все приборы ночного видения. Эта атака так и вошла в историю под названием «прожекторная атака». У немцев оказалась хорошая память, через 16 лет в 1961 году при строительстве знаменитой берлинской стены, они установили на вышках зенитные прожектора, которые должны были ослеплять противника.
«После того, как была построена стена, огромное количество западных людей стали проезжать и фотографировать ее. Для того, чтобы засвечивать пленки фотоаппаратов, ребята специально ездили и пускали мощнейшие зеркальные блики. Это было самое главное развлечение германских пограничников», – отмечает Александр Мясников.
С приходом к власти в СССР Михаила Горбачева в стране и во всем социалистическом лагере начались необратимые перемены. К 1989 году Горбачев сдал все позиции СССР на мировой арене. Был распущен военно-политический блок, прекратил свою работу совет экономической взаимопомощи. Страны Восточной Европы одна за другой выходили из-под влияния старшего брата – Советского Союза.
«К 1989 году Горбачев уже сдал все, что хотелось иметь Западу. Он отказался от ракет среднего радиуса действия. Он к этому времени уже сдал то, чего боялись американцы: ракетные железнодорожные боевые комплексы. На них были поставлены по американскому требованию маячки, и американцы, наконец, могли видеть, где передвигаются эти неуловимые ракетные поезда», – поясняет доктор исторических наук Владимир Фортунатов.
Некоторые исследователи считают, что сдача всех позиций советским лидером произошла еще раньше – во время встреч Горбачева и Рейгана в Рейкьявике, Вашингтоне и Москве. Рейган, который называл СССР империей зла, вынудил советского лидера пойти на беспрецедентные уступки – отпустить на волю все страны Восточной Европы, сократить советские ракеты, обещая за это прекратить развертывание мифической СОИ. По слухам все это делалось генеральным секретарем ЦК КПСС небескорыстно.
«Некоторые считают, что еще в 1987 году Рейган дал большие авансы Горбачеву, пообещал ему Нобелевскую премию. Раиса Максимовна, говорят, получила очень хорошие украшения, например, бриллиантовое колье. Но сейчас об этом может быть трудно говорить», – говорит Владимир Фортунатов.
На Западе внешнюю политику СССР по отношению к странам социалистического лагеря называют «доктриной Брежнева». Речь идет о том, что Советский Союз при угрозе режиму в одной из стран соцлагеря мог вмешаться – вплоть до ввода войск в мятежную страну. Так было, например, в 1968 году в Чехословакии. Кстати, Соединенные Штаты Америки предпочитали не вмешиваться в этот конфликт, считая это внутренним делом СССР. Сталин и Рузвельт договорились о разграничении зон влияния в Европе еще во время Ялтинской конференции. Но при Горбачеве Советский Союз официально отказался от «доктрины Брежнева».
«Советский Союз не только не оставил никакого своего военного присутствия на той территории, которая была полита кровью сотни тысяч советских солдат. Ведь что говорил Брежнев в 1968 году в ответ на фразы людей: «А может, мы поступим красиво? Черт с ними, с чехословаками, мы покажем, что мы не деспоты и не империя зла»? Он отвечал: «Если Чехословакия уйдет из-под пяты Москвы, мне, как Генеральному секретарю, следует либо застрелиться, либо уйти в отставку. Ибо я помню глаза тех своих сослуживцев, которые погибли, освобождая Чехословакию от нацистов», – комментирует доктор исторических наук Александр Пученков.
К тому времени Горбачев сдал все, что только мог. И не только во внешней политике. Никто не задавался вопросом, куда исчез золотой запас СССР. В 1985 году, к моменту прихода Горбачева во власть, золотой запас СССР оценивался в 2500 тонн, а к концу правления первого и последнего президента СССР он составлял всего 200 с небольшим тонн. В обмен на объединение Германии Горбачев мог потребовать у Запада материальную компенсацию порядка 50 миллиардов долларов, но Нобелевская премия мира так грела душу и карман советского лидера, что он был готов отдать ГДР без компенсаций. Канцлер ФРГ Гельмут Коль после встречи с Горбачевым заявил, что тот продал ГДР по цене бутерброда.
«ФРГ много вела переговоры о том, чтобы купить ГДР у СССР. В 60-ые года за нейтральный статус ГДР Бонн был готов заплатить примерно 60 миллиардов долларов. Горбачев получил «на бутерброд» – фактически, это была сумма в 4,5 миллиарда марок – порядка двух миллиардов долларов, что называется «на еду», – рассказывает Владимир Фортунатов.
Надо отметить, что Горбачев вел по отношению к своим верным союзникам в ГДР поистине предательскую политику. С высоких трибун он заявлял о верности своим друзьям в ГДР, о том, что Советский Союз никогда их не бросит, а в это же время вел за их спиной переговоры с руководством Федеративной Республики Германии.
«Последняя глава ГДР Эгон Кренц вспоминал: «Я поверил Горбачеву, а уже через две недели советские представители вели переговоры с Западом за нашей спиной, и спрашивали: «А сколько Запад готов заплатить, чтобы СССР согласился на объединение Германии?» Была некрасивая игра, которая плохо закончилась. Ответьте мне: это дружба или предательство? Да, ГДР предали», – отмечает Владимир Фортунатов.
Другие страны Европы, Великобритания и Франция, были категорически против скороспелого объединения Германии. Их пугало появление в центре Европы мощного Германского государства. Недавно были рассекречены документы, относящиеся к этому периоду. Железная леди, премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, говорила Горбачеву, что ни Великобритания, ни страны Западной Европы не желают объединения Германии, дав советскому лидеру понять, что он должен всеми силами пытаться не допустить, чтобы это произошло. Такую же позицию занимал и президент Франции Миттеран.
«Существует распространенное мнение, что Горбачев к 90-му году увидел, что все-таки Америка воспринимает Советский Союз не как союзника. А относится к СССР и к самому Горбачеву покровительственно хорошо, но не на равных. Горбачев, как многие считают, в какой-то момент решил поиграть на усилении Германии, считая, что этот блок с единой Германией может создать щит, который будет противодействовать абсолютной гегемонии Америки в Старом Свете», – рассказывает Александр Пученков.
Сегодня Российскому лидеру Владимиру Путину приходится расхлебывать все, что натворил недальновидный Генсек. После сдачи ГДР и вхождения объединенной Германии в Североатлантический Альянс, процесс покатился как снежный ком. Вслед за Германией в НАТО вступили все бывшие страны соцлагеря и сегодня натовские войска стоят у самых границ России.
«Мы избежали бы очень многих проблем, если бы не было такого скоропалительного бегства. Можно добавить, – пишет Путин, – что это было не просто бегство, это была фактическая капитуляция СССР, выразившаяся в разрушении пояса безопасности, созданного вдоль западных границ Союза после Великой Отечественной войны. В итоге сегодня Россия имеет НАТО на своих границ, а США усиленно формирует свой пояс безопасности, но уже в мировом масштабе», – комментирует Владимир Фортунатов.
30 лет назад Германия стала единой, казалось, навсегда ушла в прошлое Берлинская стена, разделявшая мир на Восток и Запад. Но вот что любопытно: на развалинах Берлинской стены сегодня по всему миру возводятся новые стены. Американцы даже вывезли себе на память кусок Берлинской стены. А сегодня президент США Дональд Трамп возводит стену между США и Мексикой. Кстати, недавно в США разразился скандал. Выяснилось, что ближайший соратник Трампа, бывший «главный стратег» Белого дома Стивен Бэннон, присваивал деньги, пожертвованные американцами на строительство «Стены Трампа». Израиль возводит стену на границе с Палестиной, и даже прибалтийские республики озаботились возведением стен. Невольно возникает вопрос: не слишком ли высокой оказалась цена, которую заплатил Советский Союз за разрушение стены между Западом и Востоком, если на ее обломках вырастают новые стены?
«Берлинская стена против стены между США и Мексикой вообще является трехметровым ребенком. У них стена метров шесть или семь стоит. Такая же стена строится между Палестиной и Израилем, ее не перепрыгнешь и с шестом, потому что она невероятной высоты. Причем, опыт Берлинской стены никого ничему не научил. Потому что стена между Израилем и Палестиной уходит на 18 метров в глубину. Государство, которое имеет стены со всеми своими соседями – это Пакистан. У него есть стена с Ираном и с Индией. Поэтому этот вопрос со стеной, как символом разделения, он, к сожалению, остается», – заключает Александр Мясников.
Посмотреть выпуск передачи «Секретные материалы» от 12 сентября можно также на нашем YouTube канале.
Смотрите новые серии документального проекта каждую субботу в 7:20 на телеканале «МИР».