Иудеи встречают Новый год. Он наступает в новолуние осеннего месяца тишрей. В этом году дата приходится на 18 сентября. О традициях праздника телеканалу «МИР 24» рассказал заместитель главного раввина Москвы Элиэзер Райхман.
- Почему Новый год отмечается именно осенью?
Элиэзер Райхман: Это связано с особенностями еврейского календаря. Он основан на лунных, а не на солнечных месяцах. Наши праздники бы плавали, если бы мы полностью ориентировались только на лунный календарь. Наш Новый год был бы один раз осенью, другой раз – весной. Но есть отдельный стих в Торе, который закрепляет понятие сезона. Несмотря на то, что мы ориентируемся на лунные месяцы, они должны выпадать на определенные времена года. Наш календарь начинается с весны, что тоже очень интересно. Первый месяц – нисан. Тишрей – седьмой месяц. Так как нисан всегда выпадает на весну, тишрей всегда выпадает на осень.
Еврейский Новый год празднуется в седьмом месяце еврейского календаря, и это всегда получается осень.
- 18 сентября наступает 5781-й год с момента, как Бог сотворил Адама?
Элиэзер Райхман: С момента, как Бог сотворил человека, мы празднуем 5781-й год. В этой году он выпадает на 18 сентября.
- В канун Нового года иудеи больше всего молятся о покаянии. Почему?
Элиэзер Райхман: Это не совсем точно. В Новый год евреи молятся о хорошем годе. У нас не принято вспоминать свои грехи в еврейский Новый год. Это время, когда, с одной стороны, решается судьба всего человечества, но, с другой стороны, главное в этот день – фиксация того, где ты находишься, где ты относительно своего жизненного предназначения. Это не время смотреть назад.
В наших книгах написано, что Новый год – не время каяться в грехах, это время принимать правильные решения. А время покаяния – праздник Йом-кипур – день раскаяния, который наступает на десятый день после Нового года.
- Именно поэтому его называют днем трепета?
Элиэзер Райхман: Да, это еще одно название. В еврейской традиции днями трепета называется весь этот период – с Рош ха-Шана до Йом-кипур. Мы смотрим на эти дни комплексно. В течение десяти дней решается судьба каждого из нас отдельно, и как народа целиком, и как человечества в большом масштабе.
- Как принято готовиться к Новому году?
Элиэзер Райхман: Мы собираемся в синагоге на молитву. Понятие молитвы в общине – это совершенно другая молитва. Еврейский народ на все важные даты должен собираться в синагогах. У нас есть порядок молитв, дословно выверенные молитвы, несущие в себе глубокий смысл. Это начало еврейского Нового года. Второй элемент – праздник. У нас сочетаются элементы радости и трепета. Это момент судного дня – мы радуемся в судный день. В наших традициях это тоже находит отражение.
С одной стороны, мы стоим в синагоге и молимся о хорошем годе, с другой – мы проводим праздничные трапезы, сидим за накрытым столом, очень вкусно. Мы едим некоторые виды плодов, в которых заложен намек на хороший год. Мы поводим Новый год в сочетании страха и радости.
- То есть Новый год иуде празднуют 10 дней?
Элиэзер Райхман: Не совсем. Часть праздника – это только первые два дня, Рош ха-Шана – двухдневный Новый год, который начинается 18 сентября после захода солнца и заканчивается в воскресенье вечером. После этого остается восемь дней, когда это уже не праздник, а мы начинаем рефлексировать, копаться в себе. Настает время не только построить планы на будущее, наступает время ответить за то, как ты прожил весь прошедший год. И так мы доходим до апофеоза на десятый день, когда окончательно решается, что с нами будет, и запечатывается наш приговор.
- В Израиле на это время не объявляют новогодние каникулы?
Элиэзер Райхман: Нет, каникулы объявляются на первые два дня из десяти и на Йом-кипур. Первые два и на десятый – государственный выходной, праздничные дни. Йом-кипур – время, свободное от машин. В Израиле можно увидеть абсолютно свободные трассы. По моим личным наблюдениям, на дорогах даже более пусто, чем в Москве первого января в шесть утра. Все дни между ними – это обычные рабочие дни.
- На белорусско-украинской границе из-за коронавируса застряли тысячи паломников-хасидов. Почему им так важно попасть в Умань?
Элиэзер Райхман: В Умани похоронен великий еврейский праведник рабби Нахман. Частью его завещания является утверждение о том, что каждый, кто посетит его могилу в дни Рош ха-Шана, будет иметь особенное расположение с небес, особенные позитивные моменты в следующем году. Тот сектор еврейского народа, которые являются его последователями, всеми силами готовы сутками с маленькими детьми стоять на границе. Им уже предложили вернуться в Израиль, израильские министры сказали, что не получилось договориться. Но они говорят, что готовы ждать до конца, потому что рабби Нахман обещал хороший год тем, кто попадет к нему.
- Они все десять дней будут осаждать пункт перехода?
Элиэзер Райхман: Только первые два дня. Потом обычно все разъезжаются.
- Для современных иудеев это больше религиозный праздник или светский?
Элиэзер Райхман: Больше религиозный. Когда человеку, погруженному в рутину, в светскую жизнь задается вопрос, его ставят перед фактом, что в ближайшие двое суток будет решено все, что с тобой произойдет в следующем году, будет решено, кем, как, по каким принципам, значит, есть какая-то сила, которая определяет то, что находится вне нашей зоны выбора. У человека есть свобода выбора, а есть часть, которую решает Всевышний. Если есть день суда, значит, есть судья.
- Без какого символа Рош ха-Шана – не праздник?
Элиэзер Райхман: Думаю, без шофара. Это рог, в который мы трубим в Рош ха-Шана. Это главная заповедь согласно Торе, главная заповедь праздника. Это не обычай, это гораздо большее. Это обязанность. Каждый еврей должен услышать голос шофара во время Рош ха-Шана. Думаю, именно поэтому рог занимает очень важную область визуализации праздника. Если нужно подобрать картинку, чтобы проиллюстрировать праздник, обычно нарисован бородатый еврей, завернутый в молитвенное покрывало, и трубит в шофар. Это основной символ праздника.
Подробнее в сюжете: Гости эфира