В кафедральном соборе Бишкека восстанавливают фрески. Реставраторы не прикасались к ним со времени окончания Великой Отечественной войны. В Кыргызстане мастеров нет, поэтому художника пригласили из Ярославля. Корреспондент телеканала «МИР 24» Ольга Ковалева увидела, как идет работа.
«Сейчас я взяла скальпель и делаю так называемую «доборку». Есть такие фрагменты, которые не ушли после растворителя на вату», – пояснила реставратор.
Скальпель и ватный тампон у Марины Селифоновой всегда под рукой. Она не хирург – реставратор. Но так же, как у врача, нет права на ошибку. Состояние фресок в Воскресенском соборе мастер оценила как «тяжелое».
«Бывает, за два дня я вообще перестаю общаться с людьми. Мне надо настроиться и быть максимально сконцентрированной. Первые пару дней уходят на выработку методики», – рассказала художник-реставратор из России Марина Селифонова.
Командировка россиянки в Бишкек из-за карантина затянулась на полгода. Это пошло на пользу делу. Вместо одной фрески Марина успела восстановить три.
Реставрация этой фрески только началась. Сейчас часть ее заклеили тончайшей папиросной бумагой, чтобы потом прогладить горячим утюгом. Саму бумагу можно будет смыть потом – дистиллированной водой.Такая методика помогает избавить поверхность фресок от свечной копоти. Другой их враг – сырость.
«Сейчас есть специалист, который восстанавливает и приводит их в порядок. Есть одна из стен, в которая была сильно нарушена гидроизоляция. Все мокло и отставало, но мы все восстанавливаем, и все хорошо», – сказал епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил
Скоро реставратор поедет домой к семье в Ярославль, но в Бишкек еще вернется. В Храме остались росписи, которые еще предстоит восстановить.
Здание построили в 1936 году, в нем располагался НКВД. В середине Второй мировой войны объект передали церкви, на его месте открыли главный православный храм Кыргызстана. Собор назвали в честь Воскресения Христова, всю роспись посвятили теме Пасхи.
Подробнее в сюжете: Русская православная церковь (РПЦ)