За последние шесть лет заболеваемость туберкулезом в России сократилась на 35%, смертность от этой болезни – более чем на 50%. Может ли вспышка коронавируса спровоцировать заболеваемость туберкулезом, телеканалу «МИР 24» рассказала заведующая противотуберкулезным диспансером Таймырской межрайонной больницы Елена Зырянова.
- Снижения заболеваемости туберкулезом и смертности от него за счет чего удалось добиться?
Елена Зырянова: У нас в стране много лет работают федеральные и региональные программы по борьбе с туберкулезом, которые направлены на профилактику, своевременное выявление и лечение больных. Мы наблюдаем результаты кропотливой работы.
- Сообщалось, что из-за пандемии профилактические мероприятия во многих регионах были приостановлены. Скольких больных могли упустить за это время?
Елена Зырянова: Чему научила нас пандемия? Внимательно относиться к здоровью, соблюдать личную гигиену. С введением ограничений число социальных контактов уменьшилось, это снижает риск заболевания туберкулезом, ведь он передается воздушно-капельным путем.
Начальные признаки туберкулеза сходны с признаками ОРЗ и ковида: кашель, слабость и повышение температуры. Если раньше заболевший ждал, когда оно само пройдет, то теперь люди стали обращаться за медпомощью. Проведено огромное количество исследований органов дыхания методом КТ, при котором был выявлен и туберкулез, поэтому я считаю, что больных мы не упустили. Показатели выявляемости у нас не ниже прошлого года.
- На Таймыре цифры сильно отличаются от показателей в среднем по России?
Елена Зырянова: Сильно, в лучшую сторону.
- За счет того, что в Заполярье стерильный воздух и лучше условия?
Елена Зырянова: Это было очень давно. Регион ограниченный, то есть миграционные процессы выражены не так, это нас спасает, мы знаем своих больных в лицо, знаем их семьи, работаем с ними много лет. Отдаленное расположение в нашем случае – это хорошо.
- В источниках пишут, что Россия – один из лидеров по количеству больных туберкулезом с выраженной лекарственной устойчивостью. Что это значит? И насколько это плохо?
Елена Зырянова: Лекарственная устойчивость – это плохо. Это значит, что микобактерия не гибнет от лечения основными противотуберкулезными препаратами. Используются резервные, и это увеличивает длительность лечения больного.
- Какое объяснение можно дать этому?
Елена Зырянова: Микобактерия – это живой организм, она борется за жизнь, приспосабливается к неблагоприятным условиям. Существует терапевтическая доза противотуберкулезных препаратов. Если больной принимает ее не регулярно или не целиком, тогда микобактерия привыкает к препарату. Следующее поколение микобактерий будет уже с признаками лекарственной устойчивости.
- Откуда сейчас приходит туберкулез?
Елена Зырянова: Заражение происходит чаще всего воздушно-капельным путем, но сейчас туберкулез поднимается по социальной лестнице. Это болезнь уже не только трущоб и подвалов. К этому приводит снижение иммунитета, стрессы, нарушение режима труда и отдыха, неполноценное или нерегулярное питание, сопутствующие болезни, вредные привычки, пропуск профилактических медосмотров.
- Прививку от туберкулеза делают детям при рождении. Однако устойчивый иммунитет сохраняется только первые семь лет. Почему сейчас семилетним ревакцинацию не проводят?
Елена Зырянова: Семилеткам ревакцинацию проводят. Раньше была ревакцинация в 14 лет – отменили ее.
- Если не сделать БЦЖ при рождении, что может грозить ребенку?
Елена Зырянова: БЦЖ защищает ребенка от смертельно опасных форм болезни. Я очень рада, что мне не довелось видеть смерть ребенка от туберкулеза. Но у нас в стране такие случаи есть. Если родители готовы испытать судьбу, они могут отказаться от прививки, но ответственность за последствия нужно будет взять на себя.
- Известны ли случаи, когда больные туберкулезом заражались коронавирусом? Насколько тяжело протекает заболевание? Есть ли шансы выздороветь?
Елена Зырянова: Эта сочетанная патология протекает очень тяжело. Шанс на излечение есть, потому что исход зависит от объема поражения легочной ткани. У нас на Таймыре ни один больной туберкулезом коронавирусом не заболел. Подводить итоги еще рано, потому что страна только начинает входить в благополучный период, и эта тема ждет исследований.
- Какие меры еще нужно предпринять, чтобы минимизировать возможность любой вспышки туберкулеза?
Елена Зырянова: Вести здоровый образ жизни, проходить медицинские осмотры, которые включают в себя флюорографию, избавиться от вредных привычек, контролировать течение хронических заболеваний, соблюдать правила личной гигиены, научиться управлять стрессами, правильно питаться, высыпаться.
Подробнее в сюжете: Гости эфира