На этой неделе Россия возобновляет регулярное авиасообщение с Беларусью, Кыргызстаном и Казахстаном. С 27 сентября самолеты смогут отправиться и в Южную Корею. Какие правила придется соблюсти, кто сможет улететь первыми рейсами, телеканалу «МИР 24» рассказал руководитель Московского информационного центра по контролю за нелегальной миграцией Александр Дягилев.
- Какой поток ожидается из России, если говорить о соседних странах?
Александр Дягилев: Поток ожидается небольшим, потому что большую часть граждан, которые остались здесь из-за пандемии, вывозили наземным транспортом. Доля лиц, которые летели на самолетах, была незначительна, и касалась людей с деньгами. Мы считаем, что в связи с введением и восстановлением авиасообщения поток не будет большим.
- Рейсы будут осуществляться раз в неделю из Москвы. То есть быстро улететь желающие не смогут?
Александр Дягилев: Нет, не смогут. Кто хотели улететь, уже улетели. Сейчас полетят те, кому это нужно по служебной необходимости.
- После длительного перерыва граждане этих стран смогут въехать в Россию. Для каких категорий это больше всего актуально?
Александр Дягилев: Больше всего ждали открытия границ граждане, которые имеют устойчивые деловые связи. Это не мигранты или работники сферы строительства, если мы говорим про азиатские страны. Если мы говорим про Беларусь, в основном, это бизнес-сообщество. До этого использовали бизнес-авиацию, сейчас будут летать регулярными рейсами.
- Смогут ли граждане Казахстана отправиться в Россию на автомобилях?
Александр Дягилев: Да, смогут, вопрос в том, насколько это рентабельно. Иногда на самолете дешевле. Если только набирается несколько человек. В основном, один-два человека летают на самолетах.
- Когда стоит ожидать возобновления работы приграничных автопунктов и железнодорожного сообщения?
Александр Дягилев: Мы ожидаем, что это будет ближе к концу года, если не будет второй волны или ситуация не усугубится на приграничных территориях.
- Несколько дней назад на российско-казахстанской границе скопилось более тысячи граждан Кыргызстана. Они планировали уехать на родину через Казахстан и организовали стихийные лагеря. Такие случаи можно было предотвратить?
Александр Дягилев: У нас проблемы решаются по факту наступления. В дальнейшем проблему будут решать. То, что происходит стихийно, никто не мог предположить, к сожалению.
- С какими странами в ближайшее время откроются границы, если учитывать эпидемиологическую ситуацию?
Александр Дягилев: Они будут веерно открываться, постепенно. Не стоит забывать про экономическую целесообразность. Предварительно формируется посадочный лист, анкетные данные собираются, только исходя из этого формируется рейс. Так будут открываться и другие страны в части авиасообщения.
- Как часто люди пользуются стыковочными рейсами, насколько это актуально? Есть обходные пути?
Александр Дягилев: Через обходные пути люди, конечно, выезжают и въезжают. В основном, это находится в теневом секторе и не связано с официальными способами пересечения границ. Все это возможно исключительно из-за коррупционной составляющей с той или другой стороны, куча посредников.
Если мы говорим о стыковочных рейсах, все официально: если что-то закрыто, ты не пересечешь границу. Но есть бизнес-авиация, которая, несмотря на запреты, тоже всегда летала. Это целый рынок, когда за медицинскими и другими услугами летают. Что касается перелетов, люди зачастую воспринимают открытое сообщение, когда ты из точки А в точку Б прилетаешь без пересадок.
- Будут ли особые требования к пассажирам первых рейсов?
Александр Дягилев: Все зависит от каждой страны. Зачастую люди, которые хотят перемещаться по разным странам, стараются обезопасить себя: сделать справки, сдать анализы, перевести их на языки тех стран, куда они перемещаются, и быть готовыми, что в любой момент их могут остановить. Пока передвижение по странам – небольшой риск, как в казино.
- Что делать мигрантам, которые хотят уехать из России, но пока не могут этого сделать?
Александр Дягилев: Нужно следить за своим здоровьем, не тратить слишком много денег, находясь здесь, чтобы было на что улететь. Никто не знает, сколько это может продлиться, в какой очередности они улетят.
Подробнее в сюжете: Гости эфира