25 сентября исполнилось 100 лет со дня рождения признанного мэтра отечественного кино – Сергея Бондарчука. В честь юбилея режиссера и актера телеканал «МИР» покажет художественный фильм «Отелло» (1955 г.). Роль мавра Отелло в этой картине Сергея Юткевича принесла Бондарчуку не только мировую известность, но и судьбоносную встречу с будущей супругой – исполнительницей роли Дездемоны, молодой актрисой Ириной Скобцевой. Съемки фильма проходили в красивейших местах Крыма, и за кадром, на фоне ослепительного моря и стен средневековой крепости, кипели страсти похлеще шекспировских.
В этой статье мы расскажем, как снималась картина, отмеченная наградами нескольких международных фестивалей.
Идея экранизировать «Отелло» посетила Сергея Юткевича во время просмотра постановки пьесы в одном из театров. Уже тогда у него было свое четкое видение того, как нужно показывать Шекспира на экране. Юткевич был убежден в том, что все попытки превратить творения английского драматурга в «костюмированную мелодраму или фантазию», делая акцент лишь на сюжете, заранее обречены на провал. Он считал, что сила произведений Шекспира «не в сюжетных хитросплетениях, а в том, что он прибавлял к ним, в том цельном и могучем мировоззрении…». И взгляд на «Отелло» у Юткевича тоже был свой, особый: он был убежден, что кульминацией трагедии главного героя стало не убийство Дездемоны, а миг, когда он узнает о предательстве самого близкого друга. По мнению режиссера, эта пьеса не столько о любви, ревности и мести, сколько о вере в человека – именно утратив эту веру (а это случилось именно тогда, когда Отелло узнал о вероломстве Яго), герой окончательно «ломается» и сводит счеты с жизнью.
В работе над фильмом Юткевич большое внимание уделял деталям. Внимательный зритель обратит внимание на то, как мастерски режиссер использует цвета (красный – цвет любви и вместе с тем трагедии, надвигающейся беды, крови – в течение всего фильма сопровождает Отелло, а в финале переходит на Дездемону, белый – цвет невинности и чистоты – сопровождает Дездемону и т.д.), отдельные объекты, показанные крупным планом (платок Дездемоны, черные руки Отелло и т.д.). Но главная роль, безусловно, была отведена природе, которая и в произведениях Шекспира служит важным дополнением сюжета и становится как бы соучастником происходящего.
Съемки картины происходили в нескольких локациях. Основная часть сцен была снята в Крыму и в Одесской области. Режиссер хотел использовать в кадре как можно больше аутентичной архитектуры, поэтому все крепости, которые мы видим на экране – это настоящие средневековые сооружения. Так, в фильме можно увидеть Аккерманскую крепость XVI века, расположенную в устье Днестра, в городе Белгороде-Днестровском (Одесская область, Украина). А в некоторых кадрах действие разворачивается на развалинах генуэзской крепости в Судаке.
кадр из фильма «Отелло». 1955 год. Режиссер Сергей Юткевич. Производство Мосфильм
Бюджет фильма не позволял соорудить величественную Лестницу Гигантов, где должны были разворачиваться некоторые ключевые сцены фильма. Но и здесь Юткевич и главный оператор картины Евгений Андриканис проявили смекалку.
«Сложнее обстояло дело с Венецией, мне нужна была Лестница Гигантов, как известно, находящаяся возле Дворца дожей. Мне эту декорацию из сметы исключили, так как она стоила 80 тысяч рублей, а снять в ней можно было по сценарию только 80 полезных метров. Неожиданно Венеция «нашлась» в Химкинском речном порту. Тот же зоркий Андриканис высмотрел удачную верхнюю точку, откуда широкоугольным объективом можно было снять сквозь арку речного вокзала ступени лестницы и воду канала. Осталось только нанести узор на каменную площадку набережной, расставить по кадру несколько типичных венецианских причалов и спустить на воду гондолу. Так действительно оказалось, что 80 тысяч тратить не нужно, и хотя это не было похоже на Лестницу Гигантов на площади святого Марка, но образ Венеции сохранился и никому потом, даже в Италии, не пришлось упрекать нас в неправдоподобии», – писал Юткевич в своей книге «Кино – это правда 24 кадра в секунду».
К подбору актеров режиссер также подошел со всей ответственностью. С самого начала у Юткевича не было никаких сомнений в том, что Сергей Бондарчук блестяще справится с ролью Отелло. Бондарчук к тому моменту уже имел за плечами солидный багаж ролей и звание Народного артиста СССР. Воплотив образ чеховского доктора Дымова в фильме Самсона Самсонова «Попрыгунья», актер мастерски быстро и легко переключился на романтический образ Отелло в экранизации Юткевича. Именно после этого фильма о Бондарчуке заговорили как о выдающемся актере трагического плана. Его тандем с Андреем Поповым в роли Яго критики признали исключительно талантливым.
Актрису на роль Дездемоны Юткевич подбирал с особой тщательностью. Примерить на себя эту роль согласились бы десятки опытных и востребованных кинодив, но свой выбор режиссер остановил на совсем юной студентке. Ирина Скобцева училась на последнем курсе школы-студии МХАТ, когда неожиданно получила приглашение на кинопробы. Узнав, что на роль ее партнера в картине утвержден Сергей Бондарчук, девушка не на шутку разволновалась.
«Он был уже тогда очень знаменит. Народный артист, лауреат... А кто была я? Девчонка, студентка, еще не определившаяся в жизни», – вспоминала Ирина Скобцева.
Однако между ними сразу возникла симпатия, переросшая в пылкую страсть. Впрочем, этот роман отнюдь не был безоблачным, ведь ни Сергей, ни Ирина в тот момент не были свободны. Бондарчук состоял во втором браке с актрисой Инной Макаровой, а Скобцева была замужем за студентом МГУ Алексеем Аджубеем.
Но чувства оказались сильнее обстоятельств, и очень скоро актеры поняли, что не могут жить друг без друга. Когда они открыто объявили о своих отношениях и намерении пожениться, их браку пытались помешать все – от друзей и коллег до чиновников самого высокого ранга. По словам Скобцевой, пожениться им разрешили «лишь через несколько лет». Свадьба состоялась в 1959 году. При этом непосредственно перед росписью жених поставил невесте два условия: никогда не расставаться и иногда давать ему возможность помолчать хотя бы пару дней. Этот брак оказался на редкость крепким и счастливым: Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева шли по жизни рука об руку 35 лет.
кадр из фильма «Отелло». 1955 год. Режиссер Сергей Юткевич. Производство Мосфильм
Перед тем как приступить к съемкам актеры в течение шести недель репетировали, уделяя особое внимание кульминационным эпизодам. Режиссер старался не прыгать «с места в карьер»: он давал актерам время вжиться в роль, лучше почувствовать своих персонажей, привыкнуть к ним. Такая возможность была, поскольку работа над сценами шла последовательно, то есть в том же порядке, что и у Шекспира. Только финальная сцена, в которой Отелло несет тело Дездемоны на башню, была снята раньше сцены убийства в спальне.
Возможно, если бы не реальная страсть, связывавшая их в жизни, образы Отелло и Дездемоны не получились бы такими искренними и выразительными. Но, конечно, свою роль вкупе с чувствами и актерским даром сыграли блистательные костюмы и грим. Изысканные одежды героев переносят зрителя в эпоху Венеции XV века, заставляя проникнуться атмосферой того времени, людей и нравов. Безусловно, насыщенный черный грим Бондарчука, который каждый день наносили по несколько часов, не сделал его похожим на представителя негроидной расы, и сегодня его европейские черты в сочетании с антроцитовой кожей выглядят скорее нелепо. Тем не менее, внешнее сходство с Отелло – явно не главное, что принесло успех его игре и картине в целом. Неспроста в фильме так много планов, где крупно показаны глаза актера – дикие, страстные, исполненные то гнева, то неизбывной боли, то жажды мести.
Фильм «Отелло» по достоинству оценили не только в Советском Союзе (у него было даже больше просмотров, чем у легендарного «Гамлета» Григория Козинцева (1964 г.)), но и за рубежом. Картина получила Золотую ветвь Каннского фестиваля за лучшую режиссуру, а также Золотую медаль Международного кинофестиваля в Дамаске. Исполнившая роль Дездемоны Ирина Скобцева была удостоена звания «Мисс шарм Каннского кинофестиваля».
Сегодня этот фильм, возможно, выглядит немного театральным по своей стилистике, а в игре актеров в какие-то моменты чувствуется излишний пафос. Однако, невзирая на это, лента сделана с большим вкусом и размахом, цветные съемки для того времени выполнены превосходно, а работа костюмеров и декораторов заслуживает высших похвал. И пусть в актерской карьере Сергея Бондарчука этот фильм не стал центральным, он сыграл очень важную роль в восприятии его как актера трагического плана.
Подробнее в сюжете: Новости кино