Случаи браконьерства участились в Кыргызстане. Убивают в том числе краснокнижных животных: архаров, бурых медведей, снежных барсов. Егерей в республике не хватает. Ловить нелегальных охотников и выхаживать раненых животных помогают добровольцы. Корреспондент «МИР 24» Антон Чипегин узнавал подробности.
Красавца зовут Жообарс. Браконьеры выстрелили в него дробью, он ослеп на оба глаза. Инспекторы спасли животное. Теперь снежный барс живет у людей.
«Мы должны помочь ему адаптироваться не только жить в неволе, но и в полной слепоте. У животных, которые внезапно слепнут, тоже возникают панические атаки, как и у человека, у них начинается беспокойство, возникает непонимание, почему так случилось», – сказала президент общественного фонда «Бугу эне» Салтанат Сейитова.
Реабилитация – процесс долгий. За шесть месяцев Жообарс научился только на ощупь ходить по клетке. Как только животное восстановится психологически, его переведут в зоопарк в Иссык-Кульской области.
Сотрудники фонда выхаживают около десятка животных. Например, косуля потеряла своих родителей и чуть не замерзла в горах. Ее откармливают молоком. Но чаще всего к волонтерам попадают животные, пострадавшие от браконьеров. Маленьких рысят зовут Чингизхан и Айжан. Если рысь хорошо кормить и держать в хороших условиях, то за год она может принести приплод два раза.
«Штатных единиц не хватает. Не всегда удается за всеми следить, потому что у нас всего 93 инспектора по республике. Вот, например, в Кемине в Чуйской долине создано общественное объединение, состоящее из молодых добровольцев, которые намерены охранять местное биоразнообразие своими силами», – отметила завотделом контроля биоразнообразия Управления экологической безопасности Госэкотехинспекции Асель Мурзабаева.
За охотхозяйствами в Кыргызстане закреплено 15 млн гектаров земли. На огромную территорию всего 40 егерей. По словам экологов, государство должно стимулировать службу, тогда и результаты будут.
«Есть со стороны государства стимуляция. Скажем, если егерь поймал этого браконьера, то ему 30% выделяется, но эти 30% очень сложно получить. Идут тяжбы, процессы, и в конечном итоге все это не доходит до суда», – сказал эколог Аскар Давлетбаев.
Поэтому егеря порой сами идут на сделку с браконьерами. Например, за незаконно добытого архара в республике предусмотрен штраф – 15 тысяч долларов. Только за три месяца зарегистрировали три десятка случаев незаконной охоты на горного барана. И иногда за определенную сумму егеря разрешают нелегальный отстрел.
Подробнее в сюжете: Зверье мое