Монте-Кристо из Дагестана – так журналисты окрестили опасных преступников, которые сбежали из местной колонии. Как и герой знаменитого романа Александра Дюма, они сделали подкоп, выбрались на свободу, но спустя неделю вновь оказались за решеткой. Подробности этой криминальной истории узнавала корреспондент «МИР 24» Анна Бажайкина.
«Мужики молодцы». Эта одобряющая реплика – результат недельных поисков. Беглецы из Дагестана за это время прошли почти 400 километров. Добрались до Калмыкии.
«В настоящее время задержанные доставлены в межмуниципальный отдел МВД России «Лаганский» для дальнейшей передачи инициатору розыска», – сказал сотрудник пресс-службы МВД по республике Калмыкия Андрей Басхаев.
После недельных каникул снова руки за спину, лицо в пол. То, от чего так настойчиво пытались бежать. Их шестеро. Четверо сидели за наркотики, некоторых взяли с особо крупными партиями. Двое других попали в колонию за убийства. Рашид Аминов во время ссоры с приятелем схватился за нож и нанес не меньше десяти ударов. Спрятал тело и уехал на машине своей жертвы. Нажмудин Ахмеднабиев во время семейной разборки тяжело ранил двоюродного брата и зарезал его жену. Сроки оставались немаленькие. Кому пять лет, а кому 11. Побег начали готовить год назад. В исправительной колонии работали с металлом. Варили ворота, решетки. Заодно и себе сделали лопаты.
Тоннель длиной 50 метров. Выход в частный сектор через дорогу. Для удобства даже свет провели. На первой же вечерней перекличке их не досчитались. По тревоге подняли оперативников со всей республики.
На границе Дагестана и Калмыкии нашли брошенный автомобиль. В нем следы преступников. Позже на оперативников вышел еще один очевидец – пастух из Калмыкии. Он их подвозил.
«Предполагаем, что преступники хотели выехать за пределы России – проехать Казахстан и дальше. Учитывая, что в группе было двое таджикистанцев, то дальше в Таджикистан. Преступники были обнаружены недалеко от населенного пункта Улан-Хол», – добавил Магомеднаби Адильханов.
Улан-Хол – небольшой поселок, население две тысячи человек. От столицы Калмыкии почти 300 километров. Населенный пункт пересекает железная дорога. Вдоль нее и шли заключенные.
«Оказались без документов, без одежды, попали куда-то в степь, где заблудились. Второй этап оказался ими не подготовлен. Подозреваю, что они на кого-то рассчитывали и этот кто-то испугался в последний момент и подвел. Могло быть и такое», – считает автор романов «Исповедь Русского гангстера» и «Путь русского гангстера» Михаил Орский.
Брата одного из беглецов Заура Аминова уже задержали. Его подозревают в пособничестве. Предполагают, это он передавал на зону стройматериалы. В ближайшее время ему предъявят обвинение.
Пособникам одного из самых дерзких российских побегов в свое время дали 11 и 12 лет. Это было восемь лет назад в Вологодской области. Алексей Шестаков сидел за убийство. Когда полсрока прошло, за ним прилетела парочка на вертолете. Мужчина и женщина взяли пилота в заложники и отправились вызволять знакомого. Все получилось. Шестаков улетел, но тут же вернулся за решетку. Троицу задержали через три часа.
«Он позитивный парень, он всегда был позитивен с нами и пытался поднять наш дух», – сказал адвокат Джеффри Лихтман.
Это адвокаты про своего подзащитного мексиканского наркобарона Хоакина Лоэра по прозвищу «Коротышка». Его картель продавал 60% всех наркотиков, идущих в США. Он сидел и в американской, и мексиканской тюрьме, но каждый раз сбегал. То в ящик с грязным бельем залезет, то и вовсе сквозь землю провалится. Из тюрьмы строгого режима в Мексике он ушел через глубокий полуторакилометровый тоннель. Его год копали специально нанятые за огромные деньги инженеры по строительству сложных подземных объектов. В марте 2019-го суд приговорил сидеть пожизненно.
Троицу американских беглецов ищут до сих пор. 1962 год. Знаменитая тюрьма Алькатрас. Остров в заливе Сан-Франциско. В душевые арестантам давали только теплую или горячую воду, чтобы в случае побега непривычно ледяное течение сковало беглеца. Трое рискнули. Готовились год. Собирали одежду и стройматериалы, чтобы построить плот. После побега их так и не смогли найти. Дело закроют только тогда, когда преступникам исполнится по сто лет.
«Лучше с чистой совестью отсидеть и без долгов, иначе получается, что всю свою оставшуюся жизнь проведешь, оглядываясь. Но, наверное, в таких случаях, когда срок как у дурака махорки, тогда, наверное, можно на себя примерить лавры графа Монте-Кристо», – сказал Михаил Орский.
Роман Александра Дюма у заключенных в почете. За решеткой книга о дерзком побеге входит в тройку самых популярных. На деле метка в личном деле – «склонен к побегу» – практически клеймо для арестантов. Беглеца переведут в другую колонию. Срок вырастет до пяти лет. Проверять будут чаще и на работу, откуда можно сбежать, уже не отправят.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе