Письмо от руки нельзя вытеснять из учебного процесса, заменяя его печатанием на компьютере. К такому выводу пришли ученые Норвежского университета науки и технологий. Они обратили внимание на то, что цифровые устройства все чаще заменяют традиционное письмо от руки, а долгосрочные последствия этой практики никто еще не изучил. Ученые выяснили, что при письме от руки и стилусом на сенсорном экране центральная и теменная области мозга показывают синхронизированную активность в тета-диапазоне. Активность нейронов в данных областях нужна для развития памяти и кодирования новой информации, а, следовательно, способствует эффективному обучению.
«Подобными исследованиями ученые занимаются уже давно, – сказал в интервью корреспонденту «МИР 24» профессор кафедры высшей нервной деятельности Биологического факультета МГУ Валерий Шульговский. – Этим занималась еще американская психологическая школа бихевиоризма. А российский нейрофизиолог Иван Петрович Павлов считал, что открытия бихевиористов опережали то, что делал он сам. И сейчас я с изумлением наблюдаю за тем, как самые простые приемы бихевиористов используются современными политическими технологиями. Толпа кричит лозунги и одновременно подпрыгивает: это типичный пример совместной деятельности нескольких систем. Если их использовать одновременно, то они друг друга подкрепляют».
По словам эксперта, письмо от руки – это очень тонкий моторный навык. Педагогам и детским психологом давно известно, что для развития мозга детям невероятно полезно тренировать мелкую моторику пальцев.
С точки зрения биологии, это вообще характерно для приматов. Те зоны мозга, которые отвечают за мелкую моторику, представлены у приматов очень большими объемами мозговой ткани. Бывает так, что с помощью мелкой моторики удается даже восстановить пострадавшие от инсульта участки мозга. Врачи знают, что когда происходит поражение моторных полей мозга, у пациентов пропадают тонкие движения пальцев, а общая моторика при этом сохраняется. Врачи такую руку называют «рука-лопата». И если заново развивать мелкую моторику, то это будет приводить к новому закреплению связей в мозге и восстанавливать пострадавший участок мозга.
По словам специалиста, и у детей работает то же самое: если они совершенствуют мелкую моторику, то это очень важный компонент развития их интеллектуальных способностей. Они сами это чувствуют: дети очень любят собирать конструкторы лего, закручивать гайки, винтики, собирать мозаику, разного рода конструкторы, лепить из пластилина.
«Когда в школе эту мелкую моторику отменяют, а письмо заменяют печатанием на компьютере, мы добиваемся той самой «руки-лопаты», – говорит Валерий Шульговский. – Это ведет к процессам общего огрубления психики ребенка. Он становится невосприимчив к образованию, у него нет чувствительности к дифференцированному восприятию окружающего мира».
Но письмо является не только способом развития мелкой моторики. Иначе в принципе можно было бы воспринимать информацию на слух, и при этом лепить из пластилина (это неплохо, но недостаточно). Письмо, по словам эксперта, это особая сфера, свойственная только человеку. Человек создает разные языки в разных формах: звуковой, письменной, жестовой. Человечество на протяжении своего существования изобрело бесчисленное количество языков и продолжает изобретать новые: например, записи алгебраических уравнений или языки программирования. И чем больше языков вовлечено в процесс постижения, тем более глубокое проникновение в мир познания, более дифференцированное восприятие окружающего мира, более тонкие реакции на все вызовы.
Поэтому для того, чтобы информация была усвоена наилучшим образом, нужно чтобы она была проработана по нескольким каналам одновременно: визуально, звуково и записана рукой (то есть с проработкой мелкой мускулатуры).
Биологам известно, что зоны коры головного мозга, которые ведают мышлением, чрезвычайно динамичны. Например, ампутация конечностей приводит к тому, что эти зоны резко сокращаются. И, напротив, когда у человека какая-то деятельность превалирует, то эти зоны чрезвычайной расширяются. В музее Института мозга висит проекция мозга Маяковского, и видно, что у него невероятно развиты зоны, отвечающие за речь. Это говорит о том, что способности – это отчасти врожденные, но отчасти развиваемые вещи. А последние исследования говорят о том, что разные зоны головного мозга могут существенно расширяться или существенно сжиматься при отсутствии упражнений.