«Среди форм коллективного идиотизма одно из первых мест по праву принадлежит расизму», – писатель Лев Сиднев.
Черные против белых. В шахматах первый ход за белыми, но дальнейший ход партии зависит от мастерства игроков. Пока что в черно-белой Америке преимущество на стороне белых. Но, похоже, ненадолго. Убийство афроамериканца Джорджа Флойда белым полицейским всколыхнуло страну, к протестующим присоединились и чернокожие по всей Европе. Такого разгула насилия благополучная Америка не знала давно. Поджоги, погромы, нападения на полицейские участки прокатились по всем штатам. Но Америка не была бы Америкой, если бы не сделала из убийства голливудское шоу. Так не хоронили даже президентов. Золотой гроб, сотни тысяч скорбящих и рыдающих, тысячи коленопреклоненных белых просят прощения у черного населения. США простились со своим новым героем – рецидивистом с 6-ю судимостями Джорджем Флойдом. И, конечно, это действо не могли не использовать в предвыборных целях. На церемонию специально прилетел кандидат в президенты США от демократов Джо Байден.
«За два дня семья Флойда – девять миллионов долларов. Конечно, нельзя такое говорить, у людей горе, но давайте посмотрим кадры с этих похорон. Понятно, человек был непростой, он всех, я так понимаю, держал в своем серьезном криминальном кулаке. Выдавливали слезу, но понимали, что наткнулись на жилу. И естественно, что целование колена, опускание на пятки в основном делают представители демократической партии. Я не видела, чтобы кто-то из республиканцев опускался до такого. Но это Америка – они очень быстро поддаются стадному инстинкту, потому что здесь, в стаде лежит доллар», – говорит кандидат исторических наук Наталья Цветкова.
Надо сказать, что Дональд Трамп и другие республиканцы не стали вставать на колени перед чернокожими. Напротив, президент США пригрозил погромщикам и даже ввел в мятежные штаты национальную гвардию. Есть мнение, что протесты черного населения стали картой в политической борьбе между республиканцами и демократами. Демократическая партия не могла смириться с избранием Трампа и все это время использовала любые методы, чтобы объявить тому импичмент, но не получалось.
«То, что мы наблюдаем сегодня – это по сути дела использование белыми либеральными американцами вот этого движения чернокожих для того, чтобы что-то сделать с Дональдом Трампом и вот этой консервативной революцией, которую он пытается организовать внутри американской политической элиты», – объясняет доцент кафедры американских исследований СПбГУ Иван Цветков.
Недавно стало известно о некоем плане «Б», который разработали лидеры демократов в канун новых выборов президента Соединенных Штатов Америки. Возможно, эти выборы станут последними перед новой цветной революцией, которая произойдет не где-нибудь на Украине или в Тунисе, а в самой демократичной стране мира, в США. Партия демократов готова на все, лишь бы не допустить переизбрания Трампа, и протесты черного населения ей как никогда кстати.
«Никто не отрицает, что у демократов существует план «Б»: если Байден не побеждает, есть прописанная методичка, что нужно делать. В колеблющихся штатах, предположим, в Вирджинии, – начать пересчет голосов и затягивать его как можно дольше, не давая подвести общегосударственные итоги. В штатах, где демократы имеют полное превосходство, где и губернатор, и конгресс подчиняются демократам, – начинать говорить о сецессии, то есть выходе из состава США, не признавая итогов победы Дональда Трампа. И шантажируя и первым, и вторым, заставить конгресс признать победителем Джо Байдена. Или объявить о выходе штатов из состава США. Такой план существует, его тоже будут пытаться реализовать. Получится или нет – неизвестно», – говорит директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.
Действительно, сотни лет афроамериканцы борются за свои права, но, похоже, до полного расового равенства еще далеко. С XVI по XIX век в Америку было ввезено более 25 миллионов черных невольников. Поворотным моментом в истории рабства в США стала война между севером и югом, закончившаяся победой северян. В 1865 году после окончания гражданской войны рабство было официально отменено. Кстати, гениальный фильм «Унесенные ветром» с Вивьен Ли и Кларком Гейблом, посвященный этой гражданской войне, похоже, будет запрещен в США как пропагандирующий рабство. Надо сказать, что многие отцы-основатели Соединенных Штатов сами были рабовладельцами. Поэтому бороться с угнетением черных белыми они предлагали весьма оригинальными способами.
«Взять какого-нибудь предшественника аболициониста, известного американского деятеля и президента Томаса Джефферсона, который, как известно, был рабовладельцем, но в то же время считал, что этот институт не совсем правильный, его нужно отменить. Но что предполагал Томас Джефферсон сделать с освобожденными рабами? Он хотел отправить их обратно в Африку и как бы восстановить некий нарушенный порядок, который установился из-за того, что этих черных невольников перевозили через Атлантический океан», – рассказывает Иван Цветков.
Но к середине 1870-х во многих штатах, особенно на юге, к власти пришли откровенные расисты из Демократической партии. Новые лидеры южных штатов приняли законы о закреплении расовой сегрегации, так называемые законы Джима Кроу. Их распространили на отели, больницы, общественный транспорт, магазины, парки и туалеты. Черным запретили посещать общественные места для белых, запретили даже жить рядом с белыми. Так, в знаменитом здании Пентагона были устроены отдельные туалеты для представителей разных рас. Кстати, знаменитый американский джаз, родившийся в Гарлеме, куда были вынуждены бежать с расистского юга чернокожие американцы, тоже порождение сегрегационных законов Джима Кроу. К этому же времени относится и появление в США такой организации как ку-клукс-клан.
«В условиях той радикальной реконструкции, когда белые южане силами заставили установить полное равенство черных и белых на юге, тут ку-клукс-клан быстро трансформировался в такую партизанскую армию белых южан. Которые в первую очередь, конечно, занимались устрашением чернокожих, довольно быстро перешли уже от устрашения к убийствам, и эта организация действительно приобрела черты преступного сообщества», – говорит Иван Цветков.
Но черное население Америки не хотело сдаваться. В его рядах формировались протестные движения. Лидером борьбы против сегрегации стал чернокожий проповедник Мартин Лютер Кинг. За свою деятельность он был удостоен Нобелевской премии и позднее смертельной пули в 1968 году. После гибели Кинга по всей стране прошли массовые беспорядки, вполне сравнимые с нынешними беспорядками после убийства Флойда.
«Мартин Лютер Кинг свое дело сделал и был убит. На самом деле я не думаю, что если бы он жил дольше, он смог бы как-то радикально поменять подход американского государства к расовой проблеме. Потому что началась вот эта эпоха позитивной дискриминации и, по логике американских политиков, лет за 20-30 позитивная дискриминация должна была привести к какому-то выравниванию потенциала чернокожих и белых, то есть должны были исчезнуть гетто, уровень жизни чернокожих и белых должен был сравняться и, может быть, вообще должно было произойти какое-то перемешивание рас. Но ничего подобного не произошло», – говорт Иван Цветков.
Любопытно, что в США в 1937 году запретили марихуану. Это произошло после того, как несколько врачей заявили, что она повышает тягу белых женщин к черным мужчинам. Вообще межрасовые связи были долгое время под запретом и сурово карались. Многие, наверное, помнят фильм «Цирк», где главная героиня бежала в СССР, чтобы спасти своего темнокожего сына. Действительно, в условиях идеологической борьбы Советский Союз демонстрировал всему миру полное отсутствие расовой дискриминации. Главный довод в споре двух систем был таков: «А у вас негров линчуют!». Это, конечно, не могло не волновать американских лидеров и в конце концов расовые законы в США были отменены.
«Нам это трудно представить в России, в бывшем Советском Союзе, но расовая дискриминация действительно имела место в Соединенных Штатах до второй половины XX века. Действительно же, там были разные пляжи и школы для белых и для черных. Первые школьники чернокожие, которых пускали в общие классы с белыми, находились под охраной полицейских. И это не так давно было, 60-ые, 70-ые годы, еще было это разделение. Сегодняшние жители Соединенных Штатов еще это помнят, а они жили в такой расовой сегрегации. И это объективная реальность», – говорит Дмитрий Солонников.
Первым шагом к нынешним событиям в США стало избрание Барака Обамы – первого чернокожего президента страны. Мы помним, с каким восторгом встречали его темнокожие американцы, какие надежды питали. Но на деле вышло все иначе. Обама дал некоторые льготы афроамериканцам, но на этом все и закончилось.
«Обама немного расшевелил этот муравейник, то есть он своими реформами дал немного денег на медицину, на образование. Он чернокожее население немного вывел в свет, скажем так. Дал им возможность занимать какие-то посты. При нем более 44% правительственных лиц были чернокожими, то есть он по-настоящему вывел этих людей в люди. Это различные правительственные ведомства и так далее. Но потом эта волна не затухла. Обама что-то пытался сделать, и он бросил, я считаю, ошибочную фразу «Пусть будут протесты, протесты должны быть, если они заканчиваются погромами. Пусть этот мирный протест будет». Но в 2015 году началась другая интересная война, вот здесь, я считаю, начинается культурная революция», – отмечает Наталья Цветкова.
Именно при Обаме в Америке началось известное движение по уничтожению памятников конфедератам, которых протестующие считают причастными к расизму и дискриминации чернокожих. Причем это стремление «разрушить до основания» переметнулось и через океан, в Европу. Мэр Нью-Йорка Билл Де Блазио предположил, что Статуя свободы может быть перекрашена в черный цвет для дальнейшей «борьбы с расизмом и дискриминацией черного населения по расовому признаку». В Соединенных Штатах сегодня идет попытка переписывания истории. Все, что напоминает о рабстве, из нее вычеркивается.
«Мы с вами или старшее поколение в Америке, мы привыкли к одной истории. Мы знаем, Вашингтон и Джефферсон не были черными, но дети уже так не спросят. Они будут знать, что те лидеры были черного цвета. И это кажется дикостью, это даже не просто «давайте перепишем», а уже переписывается. И действительно, сейчас средства массовой информации, когда стали эти памятники сваливать и ликвидировать, то действительно все заговорили о том, что надо вычеркнуть этих людей из истории. Просто подать рабство с точки зрения предков Мишель Обамы, а не с точки зрения какого-то там Джефферсона. Что этот Джефферсон? Историю делали вот эти люди. И все, понимаете, все будет по-другому. Через 20 лет никто и не вспомнит», – говорит Наталья Цветкова.
Сегодня в США афроамериканцы по закону имеют равные права с белыми. Но это не означает, что расизм исчез. Во многих областях наоборот – черному даже легче пробиться наверх, чем белому собрату. Существуют определенные квоты при поступлении в вуз или на работу. Созданы всевозможные фонды поддержки черного населения, различные гранты помощи. Словом, белые обязаны платить чернокожим американцам за годы унижения. Такая повестка дня пропагандируется и в средствах массовой информации.
«Известная шутка, если ты – мать-одиночка-негритянка без ноги и еще представитель сексуального меньшинства, ты будешь жить в шоколаде, все фонды будут платить тебе деньги. Вот этот повышенный патернализм, повышенное чувство того, что тебе все должны, тебе будут платить, оно много лет активнейшим образом развивалось внутри этих, ну нельзя сказать негритянских гетто, но внутри этих районов, где они живут рядом с городами. Вот им все должны, их должны содержать», – отмечает Дмитрий Солонников.
Предвыборная гонка в США в самом разгаре. Среди претендентов на место в Белом доме темнокожий рэпер и модельер Канье Уэст. На волне нестихающих протестов под лозунгом «Черные жизни имеют значение» у него появился шанс оставить свой след в борьбе за Белый дом. Рэпер получил мощную поддержку со стороны своих поклонников, жены – актрисы и звезды реалити-шоу Ким Кардашьян, а также «героя США» последних лет – бизнесмена Илона Маска, который решил запустить на орбиту большой политики чернокожего претендента.
«Уэст – скорее, классический пример спойлера. Это человек, который в нынешней кампании ни на что не рассчитывает, выиграть он сейчас не может ни при каких обстоятельствах. Его штабы не зарегистрированы в большинстве штатов – поздно он вступил в гонку и не успел подать заявление для регистрации. Но в некоторых штатах, где он участвует, часть голосов чернокожего электората может перетащить на себя от Байдена. Да, это кампания в помощь Трампа, да это кампания с этой стороны без сомнения. Возможно, это попытка попробовать свои силы, это такой пробный шаг в кампанию 2024 года, но сейчас, конечно, у него шансов нет», – говорит Дмитрий Солонников.
Но основным соперником Дональда Трампа является претендент от демократов Джо Байден. Оседлав волну беспорядков среди темнокожего населения, демократы выставили в качестве претендента на пост вице-президента темнокожую Камалу Харрис, бывшего генпрокурора Калифорнии, а сейчас сенатора от этого же штата. В случае ухода Байдена по состоянию здоровья, с которым у него явные проблемы, Харрис может стать вторым темнокожим президентом в истории Америки.
«Если говорить о выборах, то вот где скрывается американский расизм. Действительно, это возможно только в Америке. Есть Байден – человек, который претендует на то, чтобы стать президентом Соединенных Штатов Америки, и он заявляет о том, что вообще-то с тем, что происходит в Америке, может справиться только цветной политический лидер. Понимаете, вот самая идея: если кризис, то нам нужен цветной политический лидер. И он выбирает вице-президентом известную вот эту женщину из Калифорнии, генеральным прокурором она была, затем она сенатор, Камала Харрис. Она действительно, скажем так, цветная, у нее индусские корни, но само вот это, когда ей говорят «вот ты цветная, и ты нам нужна, ты можешь решить эту проблему» – это уже расизм», – объясняет Наталья Цветкова.
Даже звезды Голливуда померкли перед массовыми выступлениями за права черных. Прощайте, белые красотки – Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор с фиалковыми глазами, незабвенная Грейс Келли, герцогиня Монако, изысканная Одри Хэпберн и множество других актрис. Американская киноакадемия опубликовала новые правила для претендентов на Оскар в номинации «Лучший фильм». С 2024 года важно уже не мастерство актеров или оригинальность режиссерского видения. Принадлежность к этническому или сексуальному меньшинству станет определяющей при присуждении премии.
«На главную премию «Оскар» может уже через один сезон или два будет претендовать только тот фильм, главный герой которого или чернокожий, или представитель ЛГБТ или, в крайнем случае, герой второго плана должен представлять расовое или сексуальное меньшинство. И основная тема фильма должна быть посвящена его проблематике. Фильм, посвященный средним векам в Европе, честно снят быть не может – не было в Европе чернокожих в это время. Смешно смотреть голливудские фильмы про трех мушкетеров, где половина из них являются чернокожими, а один – представитель ЛГБТ. Ну, немножко странно, не так это было у Дюма. То же самое в постановке Шекспира, где король Лир представляет одно или другое меньшинство. Но это теперь правило, теперь это будет на телеэкранах и это будет дополнительно формировать ту матрицу мировоззрения, в которой будет жить американское общество», – говорит Дмитрий Солонников.
Словом, в партии черные против белых перевес наметился в пользу черных. Грядущие выборы и покажут, кто в Штатах хозяин: несгибаемый республиканец Дональд Трамп или коленопреклоненный демократ Джо Байден. И неизвестно, приведут ли выборы к успокоению протестов или же, возможно, начнется новая гражданская война.
«По поводу гражданской войны было на самом деле несколько прекрасных теорий. Одна из них говорила, что где-то в конце первой четверти XXI века Соединенные Штаты должны вступить в период гражданской войны. Ну вот циклы у них такие, и решить внутренние проблемы они, возможно, должны будут именно через такой внутренний конфликт. Сейчас для этого создаются условия», – говорит Дмитрий Солонников.
«Не важно, черная кошка или белая кошка, если она может ловить мышей – это хорошая кошка», – китайский политик Дэн Сяопин.
Посмотреть выпуск передачи «Секретные материалы» от 3 октября можно также на нашем YouTube канале.
Смотрите новые серии документального проекта каждую субботу в 7:20 на телеканале «МИР».