На восстановление экологии Таймыра уйдет больше 20 лет. К такому выводу пришли ученые по итогам Большой норильской экспедиции. Две недели они изучали последствия разлива солярки и сейчас готовят подробный отчет. Корреспондент «МИР 24» Анна Деркач узнала предварительные результаты экспедиции.
Тысяча километров по просторам Таймыра на вертолете, на вездеходе и даже пешком. Ученые отследили весь путь пролитого дизельного топлива: от аварийной ТЭЦ под Норильском до Карского моря.
Это беспрецедентная по масштабу экспедиция. Так тщательно Арктику не исследовали десятки лет. В команде только проверенные походами ученые. Вокруг хоть и подпорченная человеком, но все же дикая природа.
Живность любопытно наблюдает за учеными, которые то в реке по колено, то в земле по пояс. Отбирают пробы грунта, воды, растительности и донных отложений. Данные загрязненного соляркой водоема сравнивают с чистыми притоками.
«У нас речка Тарея, предположительно, чистая, незагрязненная. Она может служить контрольной, фоновой, а речку Пясина мы изучаем», – сказал старший научный сотрудник НИИСХ Крайнего Севера Игорь Махатков.
Чем дальше от места аварии, тем меньше следов дизельного топлива. Помогли боновые заграждения – меры по локализации аварии в первые часы.
«Наиболее загрязнен, конечно, тот самый ручей, в который это все пролилось. И дальше река Далдыкан, река Амбарная. Озеро у нас оказалось практически без признаков загрязнения и река, которая из него вытекает, – тоже», – отметил заместитель директора по научной работе института водных и экологических проблем РАН Дмитрий Безматерных.Река без солярки не значит, что чистая. Оценка общего состояния Таймыра – одна из задач этой экспедиции. Промышленное освоение полуострова идет с 1930-х годов прошлого века. Сегодня «Норильский никель» – главный загрязнитель экологии Сибири.
«Порядка 80% от всех нарушений и загрязнений, которые происходят на этой громадной территории. В радиусе нескольких десятков километров от Норильска природная экосистема полностью деградирована», – заявил врио директора института почвоведения и агрохимии РАН Владимир Андроханов.
Но как повлияла экология на разрушение емкости с дизельным топливом? У самой ТЭЦ-3 ученые пробурили скважины, замерили глубину вечной мерзлоты.
«Это длительное функционирование крупных промышленных объектов, которые очень серьезно повредили почвенный и растительный покров, что привело к протаиванию мерзлоты и нарушению целостности конструкции», – добавил Владимир Андроханов.
Спасти экологию Таймыра – задача для промышленников и ученых. На восстановление экосистемы уйдут десятки лет. Детальный отчет Норильской экспедиции ученые представят к декабрю. Тогда же сформируют и рекомендации по работе добывающих компаний в Арктике.
Подробнее в сюжете: Экологические проблемы