На Камчатке, где продолжают выяснять обстоятельства экологического бедствия, осталась единственная основная версия ЧП. Научное сообщество всерьез обсуждает, что в отравлении животных и моллюсков в Авачинской бухте виноваты водоросли-убийцы. Изначально эта версия звучала как фантастическая, но это, уверяют ученые всех мастей, скорее всего, правда. Корреспондент «МИР 24» Анна Деркач изучила необычное природное явление.
Усть-Большерецкий район Камчатки. Теперь и там гибнет все живое. Это последствия недавнего шторма: весь берег в морских деликатесах. В подводный мир наведались биологи. Картина знакомая. Все так же, как на Халактырском пляже две недели назад. Оттуда до поселка Озерновский по берегу 750 километров. Будь это локальный выброс, он бесследно растворился бы в воде.
«Это значит, что нужно было бы сливать потенциальную отраву, например, с танкера в течение нескольких недель. То есть это совершенно нереальный объем загрязнителя должен присутствовать в море, чтобы покрыть такие дистанции», – заявил начальник научной водолазной группы Беломорской биологической станции МГУ имени Ломоносова Александр Семенов.
Еще одно важное наблюдение: животные умирали не одновременно. Версию техногенного заражения окончательно отмели.
«Это происходило в течение двух-трех недель, может, месяца. Потому что животные постепенно слабеют, погибают. И сейчас мы на дне видим ослабших животных и вместе с этим там какие-то давно разложившиеся губки», – добавил Александр Семенов.
Так могли отравить животных водоросли-динофлагелляты. То, что поначалу казалось фейком, теперь основная версия трагедии.
«Ученые сегодня склоняются к версии, связанной с так называемыми «красными приливами» – токсинами биологического происхождения», – отметил губернатор Камчатского края Владимир Солодов.«Красными приливами» называют бурное цветение планктона. От токсинов вода и правда может покраснеть. На спектральных снимках спутников ученые увидели огромное количество пигмента. Прибрежные районы окрасились в бордовый цвет.
«Мы обнаружили там живых, хороших, бодреньких микроводорослей, которые принадлежат к группам продуцентов, в том числе и опасных соединений», – сказала руководитель лаборатории морской микробиоты Национального научного центра морской биологии Татьяна Орлова.
Для Камчатки «красные приливы» – нередкое явление. Планктон цветет там каждый год. Просто не всегда отравленных гидробионтов выносит на людное побережье. Часто гибель организмов скрыта от посторонних глаз. Почему водоросли становятся убийцами, до сих пор загадка. Динофлагелляты по своей натуре мирные существа. Они насыщают воду кислородом, служат кормом для морских животных. Могут годами спать в донных отложениях. А потом – восстать.
«Представляете, в конце XX века в течение нескольких лет численность моржей на Чукотских пляжах упала с 12 до четырех тысяч особей в результате нескольких массовых цветений», – заявил вице-президент РАН Андрей Андрианов.
«Красные приливы» убивали и людей. Первый известный случай произошел в конце XVIII века. Главный правитель русских поселений в Северной Америке Александр Баранов описывал это так: «Всего за два часа в мучениях умерли 115 человек. Причиной смерти стали отравленные мидии, собранные в проливе между островами Ситка и Чичагова на Аляске».
«Смерть происходит от невозможности дышать. Человек находится в абсолютно полном сознании, он все осознает, но двигать мышцами не может. Именно так работают нейротоксины», – объяснил токсиколог Алексей Водовозов.
В 1945 году от мидий скончались два моряка рыболовецкого судна на Камчатке. А в 1973-м два ребенка в столице края. Все случаи произошли в период бурного цветения динофлагеллят.
«Вопрос – что подействовало на эти водоросли? И это главное, на что нужно будет искать ответ», – отметила координатор проектов по климату и энергетике Greenpeace Елена Сакирко.
Условия для размножения фитоводорослей создает сам человек. Например, обычный стиральный порошок. Планктон его просто обожает. Все дело в фосфатах – компонентах для смягчения воды. Они могут превратить в болото самый чистый водоем.
«Для морских микроводорослей они очень полезны. Они очень стимулируют развитие фитопланктона, в том числе вот этих ядовитых динофлагеллят», – сказал профессор и заведующий кафедрой зоологии беспозвоночных биологического факультета МГУ Владимир Малахов.
Мировой океан все больше напоминает гигантское болото. Армия одноклеточных, выделяя серу, способствует формированию облаков. Парниковый эффект закисляет океан и добавляет половину градуса к глобальному потеплению.
«Образуется патологически замкнутый круг. Из-за потепления размножаются динофлагелляты. Их жизнедеятельность вносит вклад в парниковый эффект», – объяснил токсиколог Алексей Водовозов.
Вредоносное цветение наносит колоссальные убытки. Сегодня это главная проблема рыбодобывающих держав. Что делать с ядовитыми приливами, ни в США, ни в Канаде, ни в Японии не знают. Но хотя бы научились отслеживать процесс.
«Там этому, безусловно, уделяется гораздо большее внимание. Системы предупреждения, совершенно строгие алгоритмы, когда надо прекращать добычу морепродуктов в случае появления микроводорослей, которые могут быть продуцентами конкретных токсинов. Даются рекомендации населению», – заявил вице-президент РАН Андрей Андрианов.
Ядовитые динофлагелляты находят и в Черном море, хотя исторически это не их регион. «Вселенцы» проникают в чужие акватории вместе с балластными водами судов.
«Ситуация в Черном море пока не похожа на дальневосточную. Но то, что такие тенденции есть, в наших статьях и наблюдениях отмечается», – добавил руководитель группы по ликвидации загрязнений в акватории Новороссийской бухты Вячеслав Бердников.
В том, что отравление животных на Камчатке устроили динофлагелляты, почти никто не сомневается. Но пока искали виноватых, всплыли другие проблемы полуострова. Решать их оперативно поможет система мониторинга акватории. Создать ее и предложили краевые власти. Что касается «красных приливов», они уже покинули Камчатку и теперь вернутся только через год.
Подробнее в сюжете: Экологические проблемы