<script async custom-element="amp-youtube" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-youtube-0.1.js"></script>
Примерно у 20% перенесших коронавирус через два месяца исчезают антитела. Почему так происходит, в интервью телеканалу «МИР 24» объяснил доктор медицинских наук, руководитель кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии Института общественного здоровья ФГАО ВО Первый МГМУ им. Сеченова Виталий Зверев.
- Чем можно объяснить исчезновение антител? Это бывает при любой болезни?
Виталий Зверев: Это бывает не при любой инфекции, но достаточно часто. Быстро исчезают антитела к вирусу гриппа, к другим респираторным вирусам. Когда мы говорим об иммунитете, все говорят только об антителах, а есть еще клеточный иммунитет, клеточная память, и никто не знает, никто не изучал, остается ли у них клеточная память. Не факт, что те, у кого исчезают антитела, в дальнейшем могут опять переболеть.
Обычно теряют антитела люди, у которых они находятся в низком титре. Все зависит от того, кто какие антитела исследует: если говорить о нейтрализующих вирус антителах, может быть, они становятся меньше. Другие антитела, может быть, никто не определял. Все зависит от тест-системы, на которой определяются антитела.
- Могут ли люди, у которых быстро исчезают антитела, быть из тех, кто перенесли болезнь бессимптомно?
Виталий Зверев: Это так и происходит. Обычно титр исчезает у тех, кто перенес заболевание более легко. Но надо разобраться, почему эти люди перенесли заболевание легко: доза вируса была небольшая либо организм справился с инфекцией быстро. Вероятнее всего, при повторном попадании вируса они тоже перенесут заболевание легко.
- Если исчезают антитела, человек может заболеть повторно?
Виталий Зверев: Это касается многих заболеваний. Но антитела – это один из показателей иммунного ответа, есть еще память иммунная. Когда разрабатывали вакцины против гепатита В, была та же история: вакцины давали очень низкий антительный ответ, но иммунитет был за счет клеточного иммунного ответа, такое бывает, в том числе при коронавирусах. Если говорить о других коронавирусах, которые мы знаем, при изучении иммунитета у мышей было показано, что клеточный иммунитет очень важен при коронавирусной инфекции, и что он может сработать.
- Споры о повторном заражении не утихают. Это повторное заболевание или в первый раз не полностью вылечили?
Виталий Зверев: Пока нет случаев достоверных, что это повторное заражение. Все эти случаи единичны, они все сомнительны. Если бы были случаи массового повторного заражения, мы бы их имели гораздо больше. Миллионы людей переболели коронавирусом, многие находятся в очагах инфекции – в Индии, Бразилии, США, в нашей стране москвичи все время находятся в риске заражения.
Но такие случаи говорят либо о несовершенстве тест-систем, либо о неправильной постановке диагноза. Речь может идти о хронической инфекции. У некоторых людей с нарушенной иммунной функцией это заболевание может переходить в хроническую форму, вирус может выделяться в течение нескольких месяцев. Такие вещи с другими вирусными инфекциями тоже описаны. Пока говорить, что высок риск повторного заражения, не приходится.
- Насколько хорошо тест-системы видят эти антитела?
Виталий Зверев: Нет предела совершенству, они все разные. Регистрируется определенная серия, это быстрая регистрация, в течение нескольких дней и недель. Нужно регистрировать потом каждую серию. Тесты очень разные. Я сам пользовался многими, впечатления очень разные: были китайские – они не со стопроцентной чувствительностью и специфичностью.
- Насколько эффективна будет прививка, как долго вакцинация будет защищать от болезни?
Виталий Зверев: Этого никто не знает. Начинать массовые прививки, может быть, рановато. До конца нужно изучить вакцину. Неслучайно все вакцины появляются на рынке для массового применения только через несколько лет после начала клинических испытаний. Чтобы понять, сколько будет сохраняться иммунитет, нужно наблюдать год или два – иначе не получится, никаких ускоренных методов нет.
Это все требует времени и изучения. Никто сказать этого не может. Обычно после каждой фазы испытаний материал исследуется в течение 180 дней. Когда вы заканчиваете третью фазу, пациенты из первой фазы полтора года как получили прививку. Из первой группы можно понять, сохранились ли антитела.
- Нужно ли тем, кто переболел, соблюдать такие же меры безопасности, как остальным?
Виталий Зверев: На мой взгляд, они меньше подвержены риску заражения, но вы не будете у каждого человека (у нас пока переболело меньшинство населения, 20-30%) бумагу спрашивать. Я бы рекомендовал даже тем, кто переболел, носить маску там, где ее надо носить: в метро, в общественном транспорте, но не на улице. На улице она бессмысленна. В общественных местах маску нужно надевать.
Надо наблюдать очень хорошо среди врачей, которые переболели, потому что они постоянно имеют дело с пациентами, но не заражаются повторно, таких случаев не описано. Описанные случаи – там всегда есть зацепка, что это могло быть не так.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: