Цены на сахар продолжают расти: за килограмм оптовые покупатели теперь дают почти 46 рублей. Эксперты рынка считают, что к этому ведут сразу несколько объективных причин, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Владимир Сероухов.
Полностью сахарную свеклу в России соберут в ноябре. К примеру, в Нижегородской области уборочная кампания сейчас в разгаре. Но уже ясно, что урожай намного меньше прошлогоднего из-за погоды.
«Этот год по весне лили дожди. Мы даже не могли досеять. В моем отделении было запланировано посеять 2000 гектаров, посеяли 1700. Трактора тонули, очень сильные были дожди. Планировали засеять это поле по погоде – хотя бы 25 апреля, сеяли 12 мая», – рассказал управляющий отделения агрофирмы Евгений Сесоров.
В Краснодарском, самом сахарном, крае страны, наоборот, было слишком сухо. Из-за этого свеклы не просто мало, она получилась хуже качеством.
«На Кубани сахара практически нет. Кубанские заводы уже встают. Оттого, что была засуха, свеклы очень мало. Некоторые заводы в прошлом году перерабатывали до 900 тысяч тонн, а в этом году отработали только 300», – объяснил главный инженер сахарного производства Александр Лобанов.
В этом сезоне в стране произведут в лучшем случае пять миллионов тонн сахара, хотя рынок нуждается в шести. Прошлый год принес 7,8 миллиона тонн – абсолютный рекорд за новейшую историю России. Как ни странно, это тоже подкосило отрасль. Цены рухнули до 18 рублей за килограмм – продавали ниже себестоимости.
«Низкая цена прошлого года убила семь или девять заводов, по разным оценкам. Они просто закрылись. Восстановить их уже нельзя, потому что ушел севооборот, и прочее», – считает генеральный директор агрофирмы Игорь Согин.
Выжившие производители полгода работали в минус. Катастрофу спасла весна 2020-го. 1,5 миллиона тонн сахара удалось продать странам Центральной Азии, Закавказья и в КНДР.
«Не было печали, да коронавирус помог. Многие государства в этой ситуации перестали ограничивать импорт продовольственных товаров, открыли границы, чтобы население не испытывало проблем с едой в этой тяжелой ситуации, и российский сахар активно пошел на экспорт. Плюс цена российская позволяла», – отметил эксперт сахарного рынка Вадим Гомоз.
Так что нынешний резкий скачок – не от обычных цен, а от экстремально низких. Дефицит сахара в этом сезоне можно компенсировать импортом из Беларуси, хотя его все равно не хватит. Тростниковый сахар закупать смысла нет, он дороже свекловичного и занимает микроскопическую долю рынка. Цена будет расти в любом случае.
«Говорить о дальнейших прогнозах нельзя до начала ноября, когда завершат работу основные крупные заводы и холдинги и будут понятны объемы сахара на рынке», – считает Александр Лобанов.
Оптовая цена вряд ли перейдет отметку 50 рублей за килограмм, полагают эксперты. Хотя в розницу сахар могут продавать намного дешевле. Тем самым еще один удар производителям нанесут ритейлеры. Для них сахар – разменная монета в борьбе за покупателя.
«На что ориентируется российский потребитель? Типовой продукт – сахар. В одном месте он дешевле, чем в другом. Человек приходит покупать сахар, на сахаре сеть условно теряет пять рублей, а на макаронах, которые вы покупаете вместе с сахаром, на шоколадных конфетах она зарабатывает 500 рублей», – поясняет Вадим Гомоз.
Кондитерская отрасль тоже потеряет в прибыли. Она ориентирована на экспорт, а за рубежом российские сласти нужны, только пока они дешевле местных. Простому потребителю все же выгодно покупать сахар сейчас, когда распродают остатки прошлого года.
Подробнее в сюжете: Сельское хозяйство