Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат «Оскара», обладатель «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля – всех наград Никиты Михалкова не перечесть. Но главное – для российского зрителя он навсегда герой кинематографического труда, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Максим Красоткин.
Это сейчас он режиссер всея России, а свои первые шаги в большом кино Никита Михалков начал с фильма «Я шагаю по Москве». Ему тогда было только 18. Сыграв метростроевца Колю, он проснулся знаменитым. Вместе с ним в кадре незадачливого жениха Сашу играет Евгений Стеблов. С Михалковым они были знакомы еще с театрального кружка. На съемках завязалась настоящая дружба. Позже выяснилось, что их предки в XIX веке – гласный думы города Рыбинска Павел Стеблов и предводитель местного дворянства Сергей Михалков – знали друг друга. Фамилия рода Михалковых звучала тогда с другим ударением.
У них за всю жизнь была одна ссора, и случилась она на съемках фильма «Перекличка», где друзья играют экипаж танка. Началось все со спора о том, что такое подвиг.
«Я ему говорю: «Да что ты о жизни знаешь? Вырос в аквариуме». Он так приподнялся, он лежал на кровати, это в его номере было. Еще был артист Шавкат Газиев, третий член нашего танкового экипажа. Он как-то это почувствовал и сказал: «Ребята, ребята!» И как-то мирно это закончилось», – вспоминает народный артист России Евгений Стеблов.
Еще один давний друг и коллега Михалкова – композитор Эдуард Артемьев. Они познакомились еще в 1970-м на репетиции спектакля в театре киноактера, где один отвечал за аранжировку, а другой зашел просто посмотреть. Михалков тогда, выпускник ВГИКа, снимал дипломную короткометражку «Спокойный день в конце войны». Через пять минут после знакомства начинающий режиссер и такой же музыкант договорились работать вместе.
«Работы мне было недостаточно, я работал раз в год, одну картину, я только начинал. Никакой звездной болезни у меня не было, брался за любую работу. Ну, дипломная и дипломная. Все равно какие-то деньги платили за это дело», – говорит народный артист России Эдуард Артемьев.
Никита Михалков только мечтал, что к его фильму отдельно будут сочинять музыку. Накануне записи даже устроил вечеринку. И – проспал!
«Собрал компанию друзей, они обсуждали, какой будет фильм, и здесь он перебрал. И пришел на запись в ужасе, когда уже звучали последние ноты», – рассказывает Эдуард Артемьев.
«Спокойный день в конце войны» – это была его дебютная картина. Начав делать самостоятельные и успешные шаги в искусстве, Никита Михалков уже не воспринимался просто как сын известного литератора, автора советского, а позже и российского гимна. Со временем стал консерватором, выступающим с патриархальных позиций. У такого и артхаус будет классикой.
«Меня сегодня спрашивали: «Сколько процентов времени вы занимаетесь творчеством? Я подумал и ответил: сто», – признается Михалков.
Следующая картина вчерашнего выпускника вошла в классику советского кино – «Свой среди чужих, чужой среди своих». Приключенческий фильм о похищении и возвращении золота буржуазии большевикам. Эту картину Михалков закончил уже после службы на Тихоокеанском флоте, куда он отправился после ВГИКа. Финальную мелодию, которая стала визитной карточкой фильма, композитор Эдуард Артемьев написал после проводов друга.
«Я пришел домой – а я так слегка подшофе – открыл рояль, стал, что называется, рукоблудить и что-то сыграл. Вдруг я понял, что сыграл что-то симпатичное, но забыл», – вспоминает Артемьев.
Мелодию музыкант все-таки вспомнил. Но на финальной записи она выходила не такой, как была задумана. Оказалось, барахлил пульт, и спас ситуацию звукорежиссер, поняв причину. После успеха в прокате «Своего среди чужих» фильмы от Никиты Михалкова стали выходить один за другим.
«Я никогда не рассиживался на десяти коробках пленки полной задницей и ожидая славы. Сняли и сняли, слава тебе, Господи. Картина отлетает от тебя, она как ступень ракеты», – поясняет кинорежиссер.
За творческую карьеру больше 20 фильмов – как художественных, так и документальных. Разные жанры про разные эпохи: от царской России до перестройки. Во время работы над фильмом «Родня» с Нонной Мордюковой Михалков начал ссориться еще на пробах. Все из-за того, что актриса не хотела мириться с образом провинциальной женщины, которую должна была играть.
«Она пришла на каблуках таких, шестимесячная завивка, красивая такая, губы накрашены. Никита взял да волосы растрепал ей. Из фольги сделал золотые или серебряные зубы. Нонна Викторовна, увидев себя не такой, какой она нафантазировала, сказала: «Да ты что, ты хоть русского человека знаешь, русскую женщину понимаешь хоть чуть-чуть? Я сниматься не буду у тебя», – рассказывает народный артист России Виктор Мережко.
Тогда тонкий психолог Михалков сказал, что пригласит на роль другую актрису, и Мордюкова согласилась войти в образ. Правда, все равно на съемочной площадке то и дело возникали конфликты, и она, подобно своей героине, собирала чемоданы.
«До поезда – черт-те знает сколько времени оставалось, это днем, как правило, случалось, и до вечера она должна была сидеть на перроне. Мордюкова на перроне с чемоданами. Смешно. Я смотрю: подъезжает машина, оттуда выходит Михалков. Я говорил: Нонна, посмотри, кто приехал. Ой, боже мой. Они опять обнимались, мирились, и до следующего скандала», – вспоминает Виктор Мережко.
В 1995-м его фильм «Утомленные солнцем» получил «Оскар» как лучшее кино на иностранном языке. Это было немыслимо: в стране – разруха, даже кинотеатры закрываются, а кинематограф живет и развивается. Новость об успехе саги о комдиве Котове позитивно оттеняла другие, характерные для того времени: о событиях в Чечне, разделе Черноморского флота и общей экономической ситуации.
«У меня нет большого мешка с работами, который я тащу на себе. Оцениваю и пытаюсь других заставить оценить. Я даже какие-то картины забываю. Когда я готовился к этому дню, посмотрел фильмографию, я даже, честно говоря, опешил: сколько всего наиграно, снято», – говорит Никита Михалков.
Сейчас Никита Михалков готовится снимать очередную картину – про русского режиссера, мечтающего об «Оскаре». Но то ли пандемия вмешалась в процесс, то ли автору не понравились новые голливудские требования к фильмам, из-за которых весь сценарий рушится. Впрочем, из срыва съемок этой драмы Никита Михалков драмы не делает. Его идей и энергии еще на годы проката хватит.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе