Сейчас на рынке наступило тяжелое время, экономика мира показала рекордное падение со времен Второй мировой войны, но даже в это время находятся компании, которые умудряются показывать кратный рост своего бизнеса. Мы решили съездить в офис одной из них и узнать о них все.
Компания WantResult – ведущий разработчик программного обеспечения для увеличения продаж через интернет. С 2015 по 2020 год совокупный рост оборота вырос в 36 раз – до 215 миллионов рублей в год. Среди клиентов – ВТБ, Промсвязьбанк, Ростелеком, Mail.ru и еще более 20 тысяч компаний. Рост за период пандемии – в два с половиной раза. WantResult продолжает активно расширяться и уже имеет более 150 франчайзинговых представительств.
Сегодня мы познакомимся с основателем и генеральным директором компании Никитой Шияновым.
- Что такое WantResult? Как компания зарабатывать миллионы и что это за бизнес?
Никита Шиянов: С 2015 года мы занимаемся тем, что помогаем другим бизнесам получать больше клиентов через интернет. Как это работает? Мы сделали собственную технологию, которая подключается на сайт и позволяет видеть посетителей, которые на этот сайт заходят.
Давайте на более простом примере возьмем: есть сайт, который занимается продажей пластиковых окон. На него заходят люди, и из них только два процента оставляют заявку, то есть большинство людей с этого сайта уходят, а вместе с ними и рекламный бюджет. Например, зашел Сергей Петрович – человек, которого интересуют пластиковые окна. Он зашел на сайт, изучал информацию, ему не понравился дизайн или ему не понравилось наполнение сайта, он с этого сайта вышел, и в стандартном виде бизнес бы его потерял. Но с нашей технологией мы вычисляем то, что на сайт зашел этот Сергей Петрович: мы получаем его телефонный номер и передаем его самому бизнесу. В результате наш клиент – компания, которая занимается пластиковыми окнами, получает в шесть-семь раз больше клиентов, чем у них было до нас, увеличивая свои продажи существенно.
- Насколько это легально – взять телефон Сергея Петровича?
Никита Шиянов: Важно понимать, что мы работаем не с данными всех посетителей, которые зашли на сайт, а только с теми данными, где пользователи сами добровольно дали согласие на обработку своих персональных данных, соответственно, у нас было даже судебное разбирательство с Роскомнадзором, который отвечает за работу с персональными данными. Проводилась большая экспертиза, анализ работы продукта, после которого Роскомнадзор признал нашу деятельность законной и от своих исковых требований отказался.
Мы помогаем соединять посетителя и бизнес, давая каждому лучшее предложение: бизнес получает для себя нового клиента, а посетитель, который зашел на сайт, который не знает какое-то оптимальное предложение, которой мог запутаться на этом сайте или которого что-то могло смутить, он получает звонок компетентного человека, который может его нормально проконсультировать, четко ему объяснить, как все работает, и в результате сделать так, что потребитель выберет для себя лучшее решение и лучшее предложение на рынке. В результате каждый закрывает свою потребность и для каждого этот продукт становится крайне полезным.
- Почему большинство бизнесов сокращаются, а ваша компания растет во время пандемии?
Никита Шиянов: Все достаточно просто. И раньше было очень много тенденций перехода бизнеса в интернет, а, например, сейчас компании на интернет-рекламу тратят больше, чем на телевидение, наружную рекламу и все прочее. Пандемия лишний раз показала бизнесу важность тотального перехода в интернет, потому что без нормально выстроенных интернет-продаж, к сожалению, бизнес сейчас работать не может. Здесь мы наблюдали очень большой всплеск запросов со стороны бизнеса, который хочет выстроить нормальные интернет-продажи. Мы получили рост в два с половиной раза относительно того же периода прошлого года по запросам от клиентов, и на базе этого растем мы и растут наши партнеры.
Делаем этот результат мы не только сами. Большая часть того, что позволяет нашей компании расти такими темпами, это то, что мы подключаем к нашему бизнесу людей, которые также находятся в поисках какой-то интересной бизнес-модели, которые хотят открыть какой-то бизнес. Они подключаются к нам, проходят наше обучение работе со всем этим процессом, после чего начинают вместе с нами заниматься продажами и реализацией продукта.
- Кому подойдет ваша бизнес-модель?
Никита Шиянов: У нас есть несколько типов партнеров, которые запускают вместе с нами бизнес. Первый тип – люди, которые уже имели действующий бизнес, но запускали его они несколько лет назад. Раньше у них все было очень хорошо, в бизнесе они добивались классных результатов и хорошо зарабатывали, но затем их бизнес начал идти на спад, потому что возросла конкуренция, пришло больше каких-то крупных сетей, которые начали их бизнес выжимать, и люди начали понимать, что, к сожалению, в их текущем бизнесе в перспективе ничего хорошего не будет. У них возникла потребность какого-то перехода: не просто уехать на Багамы отдыхать, а что-то делать, созидать, заниматься какой-то деятельностью. Но в новой для себя сфере они понимают, что сфера IT перспективна, она хорошо набирает обороты, и поэтому они смотрят на сферу IT как на желаемое направление проекта.
Когда они узнают про нашу бизнес-модель, конечно, это их очень сильно заинтересовывает, они подключаются к нам и начинают работать по нашей франшизе. То же самое происходит и с людьми, которые ищут какую-то бизнес-идею, давно хотят открыть бизнес, но видят, что многие отрасли уже заняты, и они пытаются найти какую-то область, на которой можно построить сильную компанию.
- Как работает франшиза?
Никита Шиянов: Франшиза – это модель копирования действующего бизнеса, где наш партнер не должен обладать какими-то уникальными знаниями, чтобы войти, потому что большинство людей не разбираются в этой сфере. Поэтому мы сделали решение, где человек может открыть бизнес без навыков в этой сфере. У нас есть четкое разграничение ролей: мы, как головной офис, занимаемся разработкой продуктов, технической поддержкой клиентов и оказанием самой услуги для конечных клиентов, а наш партнер строит отдел продаж, берет команду менеджеров по продажам и контролирует их работу, добиваясь того, чтобы новые клиенты к нам присоединялись, и за счет такой синергии мы получаем совместно хороший результат.
- Почему вы решили использовать именно франчайзинг? Что он вам дает?
Никита Шиянов: Мы не сторонники изобретать велосипед, мы работаем по четким, выверенным, проверенным бизнес-моделям. Когда мы искали пути масштабирования нашего бизнеса, мы анализировали опыт крупнейших IT- компаний в России и нашли пример компании 1С, которая смогла добиться результатов в миллионы клиентов, там миллиард долларов капитализации самого бизнеса. Нас эта модель заинтересовала, мы поняли, что сделали они это за счет того, что открыли девять с половиной тысяч франчайзинговых представительств.
Мы решили повторить этот путь, тоже начать открывать представительства, где партнеры занимаются продажей сервиса. Результат – за 5 лет работы компании рост выручки в 36 раз, поэтому мы считаем франчайзинг главной точкой развития нашего бизнеса. Мы сконцентрировали все свои силы на поддержке и сопровождении партнеров, а не на осуществлении собственных сделок.
- Мы изучили интернет и нашли там такое мнение. Например, Александр Петров из Перми пишет следующее: «Франшиза – развод. В августе 2020 года купил франшизу за 400 тысяч рублей, прошло два месяца – получил всего три сделки по 25 тысяч рублей». Как прокомментируете? Что человек сделал не так? Или все-таки франшиза не работает?
Никита Шиянов: Партнера Александра Петрова я отлично знаю, как знаю и других наших партнеров. Действительно, не у каждого нашего партнера все получается. У нас есть порядка 15 процентов партнеров, которые открывают свое представительство и не добиваются результата. Сама по себе франшиза – это не волшебная таблетка, которую можно скушать и сразу начать зарабатывать миллионы рублей. Это достаточно серьезная работа, которой должен заниматься предприниматель, обрабатывая клиентов, заключая сделки.
Здесь очень важны сразу несколько параметров: его активность, потому что нужно совершать достаточно большое количество действий, собирать команду сотрудников, правильно вести процессы; второе – точность исполнения инструкций головного офиса, потому что франшиза – это набор готовых регламентов и отработанных бизнес-процессов, и нужно использовать и исполнять процессы таким же образом, как предусмотрено в рамках регламентов.
Если Александр Петров вместо выполнения норматива – 40 звонков в день – совершает лишь 7-8 звонков, понятно, что и количество продаж у него будет кратно меньше. Если Александр Петров не берет себе в команду сотрудников, а пытается работать самостоятельно, то понятно, что за два месяца он сделал всего лишь три сделки, потому что он работает один.
Есть период становления бизнеса, когда нужно сформировать команду, самому включиться в деятельность. Важно этот период становления пережить, а не ждать, что через месяц после обучения нет результата, что он слабенький, в размере трех сделок, значит, франшиза не работает.
Мы даем инструмент, условную лопату, и рассказываем, как именно нужно копать яму. Но если человек знает, как копать яму, если у него есть лопата, не факт, что эта яма будет выкопана. Чтобы ее выкопать, нужно приложить соответствующие усилия, недостаточно два раза сделать движения лопатой, чтобы яма была готова, необходимо произвести большее количество действий.
В самой бизнес-модели мы уверены на сто процентов, мы даем даже юридические гарантии окупаемости. Когда мы заключаем договор с нашими партнерами, ми фиксируем, что есть его зона ответственности: ему нужно нанять команду хотя бы из двух менеджеров по продажам, выполнять нормативы по количеству звонков и звонить по нашей системе в соответствии с нашими методическими рекомендациями. Если он эти инструменты выполняет, если он делает, как мы говорим, и не окупает свои инвестиции, то мы возвращаем стоимость франшизы.
- Если у вас есть такие гарантии, откуда судебные иски? Сейчас их уже около тридцати.
Никита Шиянов: Все абсолютно верно. У нас есть различные судебные иски по разным вопросам, но важно понимать, что 30 судебных исков – достаточно небольшое число при понимании общего объема нашей клиентской базы. Есть компании, которые воспользовались нашим продуктом: это более двадцати трех тысяч клиентов, соответственно, эти 30 исков – достаточно небольшой объем относительно количества клиентов.
Когда мы заключаем договоры с нашими партнерами, мы, чтобы снять их юридическую ответственность, делаем так, чтобы в каждом договоре между нашим партнером и его конечным клиентом фигурировала наша компания как правообладатель, чтобы если у конечного клиента будут какие-то претензии, он подавал этот иск не на нашего партнера, у которого может не быть большой юридической службы, а подавал иски к нам, чтобы мы могли с этим иском поработать, дать на него четкий ответ. Само по себе наличие исков – лишь факт того, что возникают какие-то спорные моменты, но иски могут быть разными. Человек идет по улице, споткнулся о бордюр и подал иск на правительство Москвы на 5 миллиардов рублей о том, что слишком высокие у него бордюры, то есть иски, не имеющие под собой адекватного основания.
У нас происходили различные споры, но у нас нет ни одного проигранного судебного иска. Есть суд как некая объективная сторона, которая взвешивает, что на компанию подали в суд, значит, есть какой-то спор, и надо этот спор выявить, понять, кто прав, кто виноват. Мы со своей стороны четко исполняем взятые на себя обязательства и делаем то, что у нас зафиксировано в договоре. Когда появляется иск, и суд взвешивает эти факты, он убеждается в четкости исполнения наших процессов и лишь подтверждает то, что наша компания работает четко, поэтому иски мы с большим удовольствием сами показываем, ведь это лишний факт надежности нашей компании.
- Какие причины были для исков?
Никита Шиянов: Причин было очень много разных и абсолютно странных. Например, одна из наиболее интересных ситуаций, где на нас подали иск ребята, которые купили сервис у нашего партнера, получили 300 телефонных номеров потенциальных клиентов, но вся проблема была в том, что когда они запустили сервис, они уехали в отпуск на три недели, никому об этом не сказав. В результате получили эти номера, начали их прорабатывать, людям уже не было нужно, после чего подумали, что наш сервис не работает, и подали на нас иск, чтобы мы вернули деньги за оплаченный сервис. Лучше обзванивать сразу, это просто необходимость.
Возьмем любой простой бытовой пример. Есть заказ торта у кондитеров. Когда заказали мы торт у кондитеров, они его сделали, торт отличный и свежий в тот день, когда его испекли. На следующий день качество уже ухудшилось, а через неделю этот торт, к сожалению, невозможно есть. То же самое происходит и с контактами, которые мы передаем, у которых также есть срок годности. Чем быстрее по ним идет звонок, тем выше интерес со стороны клиента, тем больше вероятность, что этот клиент купит описанный продукт.
Но все это, скорее, такие курьезные случаи, которые возникают у любого бизнеса при определенном уровне масштаба. Чем больше становится компания, тем больше возникает спорных ситуаций.
Возьмем «Сбербанк» – там 40000 судебных исков. Поэтому ситуации такие возникают, они будут возникать в будущем. Главное – четко исполнять договоренности, что мы и делаем. Когда мы работаем с нашими крупными клиентами, у нас проблем и сложностей не возникает.
- Какая была самая удачная сделка?
Никита Шиянов: Удачных сделок у нас было достаточно много, мы гордимся сотрудничеством с большим количеством крупных брендов: ВТБ, Промсвязьбанк, Ростелеком, Домстрой, Ренессанс кредит, Авилон, Форд Моторс, Софтлайн, BMW, Райффайзенбанк и другие.
Я хочу привести в пример компанию Mail.ru group, потому что эта компания обладает классной экспертизой, классной компетенцией в IT-рынке. Данная компания пользуются услугами нашего сервиса – это лишь подтверждает и подчеркивает ценность нашего продукта. Мы работаем с их дочерней компанией Skillbox и помогаем получать 8000 новых телефонных номеров в день, то есть очень сильно помогаем увеличивать продажи. Skillbox является одной из самых быстрорастущих компаний России.
- А что насчет зарубежного рынка? Планируется как-то там работать?
Никита Шиянов: У нас много планов, зарубежный рынок тоже в эти планы входит, потому что понятно – то, что мы делаем в России, является хорошей тренировкой перед большими масштабным бизнесом. Тот же самый рынок интернет-рекламы в Америке в 30 раз больше того, что есть в России, поэтому сейчас мы учимся выстраивать качественно процессы для того, чтобы потом сформировать в России хорошую команду людей, которые говорят на русском и английском языках, и совместно продавать продукт в Америку с наценкой – в три-три с половиной раза больше, чем мы продаем в России.
- Каким вы видите будущее интернет-рекламы?
Никита Шиянов: Очень сильно растет рынок, 20 процентов каждый год. В этом году прирастет еще сильнее со всеми этими событиями. Компании тратят все больше и больше денег на рекламу в интернете, а количество людей, которые пользуются интернетом, уже перестало существенно расти. Что это значит? Это значит, что увеличивается конкуренция в интернет-рекламе. Большинство рекламных площадок работают по модели аукциона, где по одному и тому же запросу компании конкурируют за показы, и кто больше заплатит денег, тот будет в первых строчках, на первых позициях. С ростом стоимости посетителя, который зайдет на сайт, будет расти и стоимость конечного клиента, и потребность у бизнеса в получении дешевых новых контактов потенциальных клиентов.
Мы находимся в периоде смены парадигмы и хотим добиться того, чтобы наш продукт стал стандартом индустрии интернет-рекламы, чтобы любая компания, любой бизнес, который продвигается в интернете, для них было аксиомой то, что нужно обязательно ставить нашу технологию, потому что именно с нашей технологией они могут получать существенные продажи. Не используя наш продукт, они просто не смогут работать в этой конкурентной гонке, потому что те, кто продукт используют, получают отдачу кратно большую, чем те, кто продукт не установил.
- Вы сказали, что количество пользователей в интернете значительно сейчас не увеличивается. Вы уже заняли свою нишу – 23 тысячи клиентов. Что делать мне, если я захочу войти в бизнес?
Никита Шиянов: У нас 23 тысячи клиентов, но если мы возьмем размер рынка, то это три с половиной миллиона коммерческих сайтов. Сейчас бизнес активно переходит в интернет. Самих пользователей, которые ищут товары, их, действительно, существенно не увеличивается количество, а вот количество бизнесов очень активно растет. За пять лет работы компании уж порядка 150 представительств, которые работают по нашей бизнес-модели. Мы подключили лишь 0,5 процента этого рынка. Сейчас как раз самое время для того, чтобы начинать, потому что, с одной стороны, мы перестали быть классическим стартапом, когда была неизвестна технология, когда не было крупных клиентов.
Мы уже прошли этот путь, у нас уже понятный продукт, выверенная бизнес-модель, однако поле еще не пахано, еще есть много компаний, много клиентов, которым можно рассказывать о сервисе, заключать сделки. Тем более, в этот период, когда у бизнеса очень большие проблемы, потому что существенно снижается выручка и из-за этого спрос на наш продукт продолжает хорошо расти.
Сейчас время однозначно наилучшее, тем более, учитывая ситуацию и по кадровому рынку. Количество резюме выросло на 68 процентов относительно того же периода прошлого года. У людей сокращаются доходы, зарплата, они идут на Headhunter, ищут, где можно было бы работать. Сейчас можно как быстро найти сильных специалистов, так и наладить быстрые стабильные продажи.
- Спасибо, что уделили нам время, все подробно рассказали. Надеюсь, через пару лет мы встретимся снова, и вы расскажете нам про очередные победы.
Никита Шиянов: Договорились, тоже был рад видеть вас в гостях. До следующих встреч, всего доброго.