Добровольная служба подводного клининга – именно так они называют свое хобби. Все, что им нужно для очередного путешествия, – оборудование для погружения, мешки для мусора и рабочие руки: чем больше, тем лучше. Любители подводного плавания и спортивного ориентирования уже шесть лет занимаются тем, что ныряют на дно киргизских озер. Но не ради красивых пейзажей, а чтобы собрать сотни килограммов мусора.
Они знакомы друг с другом с юности. Среди них не только любители подводного ныряния, но также мастера спорта по плаванию и тренеры. Собираясь вот так семьями, у дайверов обычно получается организовывать до десяти поездок за сезон. Несмотря на пандемию и то, что туристический сезон в этом году был сорван, команда подводных энтузиастов смогла организовать шесть поездок на Иссык-Куль. Когда осень теплая, ныряют до октября. Зимой деятельность останавливается – слишком большие риски для здоровья. Эта поездка была приурочена к Международному дню частоты, который отмечался по всему миру 19 сентября.
«У нас в республике, насколько я знаю, это уже третье мероприятие, в котором Кыргызстан активно участвует. Причем, благодаря общественному фонду «Академи», у нас очень хорошие были результаты предыдущих двух лет по уборке мусора на территории Кыргызстана», – рассказывает директор ОФ «Чистый Иссык-куль» Анвар Шамсутдинов.
Вместе с опытными дайверами на дно погружаются и их дети. Валерия – одна из них. Вместе с родителями девушка ныряет уже несколько лет. Сначала получалось только поднимать пыль со дна. Теперь – тяжелые мешки с мусором.
Притом что кислородный баллон вместе с жилетом – половина веса Валерии, около 20 килограммов, все равно тяжесть недостаточная. Чтобы не всплывать, водолазам вешают дополнительные грузила.
Работы по очистке дна ведутся в несколько этапов, в основном, вдоль берега. В первый день водолазы собирают мусор по дну и упаковывают его прям там же в мешки. Ориентиром для места, где лежит груз, служат поплавки из пустых бутылок. На следующий же день начинается транспортировка мусора на берег. Моторные лодки в дни уборки – хорошая подмога. С их помощью вывозить мокрые мешки гораздо проще – в этом случае водолазам их надо только поднять.
В этот раз транспорт предоставили активисты из биосферной организации. Они единственные по всему Иссык-Кулю, кто поддерживает дайверов.
«Почему-то местное население любит только смотреть, как мы это делаем. Они приходят, посмотрят, особенно когда погода хорошая, у них время есть. А вот чтобы самостоятельно этим заниматься… Мы вот уже шесть лет приезжаем из Бишкека. Для них это родная земля, родное озеро, выйди ты, да убери. Кто не дает, кто мешает?» – говорит Шамсутдинов.
Пластиковые бутылки, сети – это далеко не все, что валяется на морском дне. В каждой экспедиции своя пугающая находка. Поднимали даже качели. Валерия рассказывает, что из воды извлекают покрышки, аккумуляторы, ртутные лампы, банки с красками и многое другое.
Чаще всего водолазы заходят в воду прямо с берега. Обязательно работают в паре. Валерии с папой и другим членам команды в этот раз предстоит вытащить на берег с десяток мешков. Среди волонтеров-дайверов и Валерий Шамок. Сейчас он живет во Владивостоке, из Кыргызстана в Россию перебрался давно. За все шесть лет с момента, когда друзья создали фонд «Чистый Иссык-Куль», он не пропустил ни одной акции. Говорит – в Кыргызстане Иссык-Куль – жемчужина, такая же как в России Байкал, поэтому это озеро всегда должно быть чистым.
«Поэтому мы и создали наше общество, чтобы максимум информировать общество о том, что происходит не только на суше, ну и под водой. Мало кто знает, что там происходит. Казалось бы, пляж прибрали, водичка чистая, нет информации, что под водой помойка», – продолжает Анвар Шамсутдинов.
Всего за время своего волонтертва дайверы подняли со дна озера около 10 тонн мусора. Убирают они, как правило, только сельские пляжи и городские. Частные пансионаты за помощью не обращаются.
Движение «Чистый Иссык-Куль» уже ни раз обращалось в письменном виде в высшие инстанции, чтобы получить государственную поддержку и наконец добиться привлечения к уборке озера как хозяев пансионатов, так и местное население. Пока реакции нет.