Он – один из самых харизматичных, востребованных и загадочных русских актеров, монологи его персонажей мы знаем наизусть, но его личная жизнь – всегда за кадром. Полный энергии, неунывающий Костик из «Покровских ворот», внешне беззаботный и обаятельный, но отчаявшийся и растерзанный изнутри Митя из «Утомленных солнцем», утонченный и холодный Эраст Фандорин и жесткий, но по-отечески заботливый и мудрый Анатолий Тарасов из «Легенды №17» – все это Олег Меньшиков. Немало блистательных ролей исполнил он и в театре: среди его героев – Сергей Есенин, Вацлав Нижинский, Калигула, Робеспьер. Все режиссеры в один голос твердят: Меньшиков – сложный артист, но его участие в проекте – уже само по себе является знаком качества. Он играет только там, где ему действительно нравится, и всегда с большой осторожностью подходит к выбору роли. Сегодня актеру исполняется 60 лет. Какие свои роли он считает самыми знаковыми, в каком фильме Михалкова наотрез отказывался играть и что известно о его загадочной избраннице – расскажем прямо сейчас.
Олег Меньшиков родился 8 ноября 1960 года в подмосковном городе Серпухове. Его отец был военным инженером, мама – врачом-невропатологом. Вскоре после рождения сына семья перебралась в Москву. Детство и юность Олега прошли в маленькой «хрущевке» неподалеку от Каширского шоссе. В пять лет родители отдали его в музыкальную школу, где он освоил скрипку, фортепиано и гитару. Некоторое время Олег даже играл в ансамбле юных скрипачей Москвы.
В шесть лет он пошел в общеобразовательную школу. Круглым отличником Меньшиков никогда не был, но и троек не хватал – обостренное самолюбие не позволяло ему быть хуже остальных. Как вспоминает одноклассница актера Мария Копосова, у девочек Олег всегда пользовался успехом. Красивый, вежливый, остроумный, да к тому же талантливый – перед ним невозможно было устоять. У Меньшикова со всеми были хорошие отношения, но при этом он всегда вел себя сдержанно и близко никого не подпускал. Даже в начальной школе, когда к нему за парту подсадили девочку, он провел мелом черту посередине и внимательно следил, чтобы соседка ее не пересекала.
Очевидно, в юности Меньшиков разбил немало девичьих сердец, но любовные дела его мало интересовали: главной страстью Олега оставалась музыка. Особенно он любил музыкальную комедию: после школы постоянно бегал в московский Театр оперетты, где без конца пересматривал «Марицу», «Графа Люксембургского» и другие популярные спектакли того времени. В старших классах Олег даже попробовал себя в роли режиссера: он сочинил пьесу для школьной постановки, куда включил отрывки из своих любимых оперетт.
«Он был у нас объединяющим началом. Большую роль в этом сыграли его музыкальные способности. Во многих классах и кабинетах у нас стояло фортепьяно. На переменах Oлeг Меньшиков садился и начинал играть, играл с огромным удовольствием. Мы подпевали. Вокруг него группировались разные ребята – отличники, хулиганы, лентяи, спортсмены. Он ладил со всеми, никогда не дрался. Вообще трудно себе представить, что на него кто-то мог поднять руку! На Меньшикова – да никогда! Он так и остался – особенным», – вспоминает одноклассница актера Мария Копосова.
Когда Олег учился в 9 классе, ему довелось побывать на свадьбе девушки, чья мать была художницей по костюмам в Малом театре. На радость гостям Меньшиков устроил целое представление: играл на разных музыкальных инструментах, импровизировал и декламировал. Одним из гостей на празднике оказался педагог Щепкинского училища Владимир Монахов. Он не смог проигнорировать юное дарование, и вскоре Меньшиков был приглашен на прослушивание. На экзамене будущий актер декламировал стихотворение «Желание славы» Пушкина. И с выбором, как видно, не ошибся.
«Конечно, это было несовершенно, да и откуда взяться совершенству в его возрасте? Но главным было то, что в эти минуты я видел, как Олег сам становится поэтом. Я понял, что он одарен актерски. И одарен незаурядно. Он напоминал мне Жерара Филипа, великого романтика, принца французской сцены и экрана...», – вспоминал Владимир Монахов, на курс которого в итоге и был зачислен Меньшиков.
С первого курса он постоянно был в центре внимания. Неугомонный, вдохновенный, окрыленный творчеством – энергия так и била из него ключом. Студенты «Щепки» до сих пор с восторгом вспоминают капустники, которые организовывал Олег. Великолепное чувство юмора сочеталось в нем с тонкой эмоциональной игрой и несомненным талантом к режиссуре – идеальная комбинация, чтобы стать настоящей звездой.
После окончания училища в 1981 году Меньшиков был принят в труппу Малого театра. Через год его призвали в армию, но отбывать воинскую повинность наш герой отправился недалеко – «службу» он нес в Центральном театре Советской Армии. В отличие от Малого театра, где у него не было ярких ролей, здесь Меньшиков оказался очень плотно занят в репертуаре. Зрители оценили его игру в спектаклях «Часы без стрелок» по повести Рахманина, «Рядовые» по пьесе Дударева, «Лес» по пьесе Островского и др. Одной из самых заметных ролей этого периода стала роль Ганечки Иволгина в спектакле по роману Федора Достоевского «Идиот».
В 1985 году Меньшиков присоединится к труппе Московского драматического театра им. М. Ермоловой по приглашению главного режиссера Валерия Фокина. Там он прослужил четыре года, сыграв в таких спектаклях, как «Спортивные сцены 81 года» по пьесе Эдуарда Радзинского, «Второй год свободы» по пьесе Александра Буравского, «Говори!» (инсценировка Буравского по очеркам Овечкина «Районные будни») и др.
Карьера Меньшикова в театре Ермоловой складывалась наилучшим образом, пока в дело в очередной раз не вмешались его самолюбие и жажда независимости. Актер был утвержден на роль Пьера в постановке «Приглашение на казнь» по роману Набокова. Но Меньшиков во что бы то ни стало хотел сыграть Цинцинната и отказался от предложенной ему роли. В итоге Валерий Фокин вообще исключил Меньшикова из спектакля. Вскоре актер покинул театр и полностью разорвал отношения с бывшими коллегами.
Но без работы он не остался: в 1989 году Петр Фоменко пригласил Олега в Театр имени Моссовета на главную роль в спектакле «Калигула» по пьесе Альбера Камю. За эту роль актер впоследствии получил премию и диплом Фестиваля «Московские сезоны».
Кстати, Олег Меньшиков является признанной звездой не только русского, но и зарубежного театра. Началось все с его знакомства со знаменитой английской актрисой Ванессой Редгрейв. Однажды она пришла на спектакль, в котором был занят Меньшиков, и была сражена его блестящей игрой. Актриса разыскала Олега и предложила ему работу, о которой он не мог и мечтать – в Лондонском театре «Глобус».
На этой легендарной сцене в 1991 году Меньшиков исполнил роль Сергея Есенина в постановке «Когда она танцевала». Его партнершей стала Ванесса Редгрейв, сыгравшая Айседору Дункан. За роль русского поэта-балагура Меньшиков был удостоен премии им. Лоуренса Оливье – театрального аналога «Оскара».
«Это был удивительный период моей жизни. Помню, как я был потрясен, когда вышел на сцену театра «Глобус» и услышал восторженный рев. А публика была какая! Ходил практически весь театральный Лондон, потому что спектакль стал знаменит. Нам аплодировали Аль Пачино, Питер Брук, Элтон Джон. Была Лайза Миннелли. Мы с ней ужинали вместе и на банкеты вместе ходили», – вспоминал Олег Меньшиков в одном из интервью.
Эта постановка была не последней работой Меньшикова в Лондоне. На сцену «Глобуса» он также выходил в роли Ихарева в спектакле по Гоголю «Игроки».
В 1993 году к послужному списку актера добавилась еще одна роль, принесшая ему большой успех. Он сыграл великого русского танцовщика Вацлава Нижинского в постановке «N» Нижинский. Спектакль был награжден премией «Хрустальная роза». В следующем году Меньшиков снова воплотил образ Есенина в спектакле «Когда она танцевала», но на этот раз – в постановке парижского Театра комедии на Елисейских полях.
Будучи востребованным актером, Меньшиков никогда не забывал о своей склонности к режиссуре – ему всегда хотелось самому ставить спектакли. В 1995 году его мечта наконец осуществилась: актер организовал «Театральное товарищество 814». Это была одна из первых антрепризных компаний не только в Москве, но и в России. Меньшиков сам режиссировал большинство постановок, наиболее известные из которых – «Горе от ума» Грибоедова (Олег исполнил роль Чацкого), «Кухня» Курочкина, «Игроки» Гоголя. В 2008 году в «Театральном товариществе 814» Меньшиков поставил моноспектакль по произведению Алессандро Барикко «1900».
В апреле 2012 года Олег Меньшиков стал художественным руководителем и директором Московского драматического театра имени Ермоловой. Сейчас зрители могут увидеть его в следующих постановках: «Игроки» Гоголя, «1900» Алессандро Барикко, «Оркестр мечты. Медь», «Из пустоты… (восемь поэтов)».
Работу в театре Меньшиков всегда сочетал с кинематографом: в его карьере практически нет периодов, когда бы он не снимался. Его дебют на экране состоялся в 1980 году, когда Олег учился на четвертом курсе «Щепки». Ему досталась роль разведчика Шурки в драме Сурена Шахбазяна «Жду и надеюсь». Причем этой картины в фильмографии актера могло и не быть – все решил случай. Дело в том, что после нескольких отснятых сцен Шахбазян попросил своего коллегу, режиссера Романа Балаяна, отсмотреть получившийся материал. И Балаяну Меньшиков совершенно не понравился: игра юноши показалась ему неубедительной. Балаян уже был готов настоятельно посоветовать Шахбазяну заменить главного актера, но перед этим заглянул в гримерку. И там он увидел Меньшикова.
«Смотрю, там сидит какой-то молодой человек, играет на гитаре, поет и пританцовывает. Делал он это, надо отметить, замечательно. Просто его неудачно сняли. Так бывает в кино. А что было бы, если бы я не увидел его в гримерке?» – вспоминает Роман Балаян.
Дебют оказался на редкость удачным. Уже через десять дней после начала съемок «Жду и надеюсь» Балаяну позвонил Никита Михалков и попросил прислать к нему Меньшикова для съемок в картине «Родня». Да и сам Балаян не преминул задействовать Меньшикова в своих работах – в 1982 году Олег снялся в его картине «Полеты во сне и наяву».
Но первой по-настоящему звездной ролью Меньшикова, безусловно, стала роль Костика в фильме Михаила Козакова «Покровские ворота». Фильм вышел на экраны в 1982 году и сразу же принес актеру всенародную популярность. Меньшикову тогда было всего 19 лет, он был юн и неопытен, но, по признанию Козакова, он оказался точным попаданием в образ молодого резонера, который по замыслу должен был придать картине нужное настроение и ритм.
Впрочем, и эти съемки могли оказаться под угрозой. На тот момент Меньшиков уже был занят в фильме «Частная жизнь» Юлия Райзмана, но Михаил Козаков и Леонид Зорин, по пьесе которого были сняты «Покровские ворота», столь рьяно уговаривали уступить им актера, что в конце концов Райзман сдался.
Энергичный и жизнерадостный Костик в исполнении Меньшикова навсегда остался одним из любимых персонажей советского кино, и в течение многих лет после выхода фильма на экраны актер ассоциировался именно с этим образом. Но Меньшиков не стал заложником одной роли и проявил себя как серьезный, многоплановый актер.
Начиная с 1990-х годов, он уже сам стал тщательно отбирать для себя режиссеров и проекты, в которых ему предстоит сниматься. Множество знаковых ролей актеру принесло сотрудничество с Никитой Михалковым – они стали настоящим тандемом в отечественном кинематографе. В 1994 году Меньшиков снялся в фильме Михалкова «Утомленные солнцем», и эта роль, по собственному признанию актера, стала решающей в его карьере. Хотя сначала ни сценарий, ни образ Дмитрия Арсентьева, которого ему предстояло сыграть, Меньшикова не впечатлили, и он долго отказывался сниматься в картине. Но в конце концов Михалкову все-таки удалось заразить артиста своим энтузиазмом. Сегодня нам сложно представить эту картину без Меньшикова и его Мити, который в чем-то перекликается с Костиком и сперва кажется несерьезным, беззаботным, но по ходу истории развивается как глубокий драматический персонаж. Эта роль, несомненно, украсила фильмографию Меньшикова, а работа Михалкова была высоко оценена критиками. «Утомленные солнцем» получили Гран-при Каннского фестиваля и премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Следующей крупной работой Меньшикова и Михалкова стал фильм «Сибирский цирюльник», вышедший на экраны в 1998 году. Здесь Меньшикову выпало играть молодого и страстно влюбленного юнкера Андрея Толстого – роль, как и в случае с «Утомленными», писалась специально под него. Но возникла проблема с возрастом актера: дело в том, что сценарий фильма был написан еще в 1980-е, однако тогда Михалкову не удалось найти деньги на съемки. А когда и время, и средства нашлись, Меньшикову было уже 38 – на молодого офицера формально он не тянул. Михалков пересмотрел сотни актеров, но так и не смог найти достойную замену своему любимцу. Тут уже и Меньшиков не хотел уступать: он уговорил режиссера оставить главную роль за ним. Михалков согласился – и не прогадал. Меньшиков в кадре выглядел ничуть не старше своих коллег по площадке, и его Толстой получился на редкость обаятельным, многогранным и эмоциональным.
После его участия в спектаклях «Глобуса» на Меньшикова начали засматриваться и иностранные кинорежиссеры. Так, в 1999 году французский режиссер Режис Варнье пригласил его сняться в своем фильме «Восток-Запад», где партнершами Олега стали блистательные Сандрин Боннер и Катрин Денев. Варнье отчаянно уговаривал Меньшикова выучить французский и сделать карьеру во Франции, но Меньшиков иностранный язык так и не освоил. Причину он объясняет просто: был разгильдяем! Но, конечно, это он говорил с иронией: на самом деле к каждому своему проекту актер подходит с большой ответственностью. Так, не зная ни слова по-французски, он вызубрил все свои реплики на слух. В тот период, по словам актера, он спал не больше четырех часов в сутки и очень боялся, что забудет какую-то строчку. Но, по словам мсье Варнье, его игра была безупречной.
В 2000-х Меньшиков начинает играть уже зрелых, умудренных жизнью, но все таких же харизматичных персонажей. В 2005 году он снимается в драме Филиппа Янковского «Статский советник» по мотивам романа Бориса Акунина, где воплощает образ утонченного, холодного и притягательного Эраста Фандорина. Также среди его заметных работ стоит отметить фильм «Кавказский пленник» Сергея Бодрова, сериал «Доктор Живаго», сериал «Золотой теленок», где он сыграл великого комбинатора Остапа Бендера.
Также зрители могли видеть Олега Евгеньевича в одном из главных спортивных блокбастеров последних лет – «Легенда №17» (2013), где Меньшиков сыграл легендарного советского тренера Анатолия Тарасова. Кстати, поначалу он отказался от этой роли, так как совершенно не представлял себя в образе Тарасова, но продюсеру проекта Леониду Верещагину все же удалось заставить актера прочесть сценарий, и Меньшиков изменил свое мнение. После выхода фильма на экраны дочь знаменитого тренера призналась, что Меньшиков очень напомнил ей отца.
Есть в коллекции актера и некоторые спорные проекты, такие как серия фильмов о Гоголе с Александром Петровым в главной роли. Впрочем, сам актер признался, что согласился на участие в этих фильмах в первую очередь из предчувствия, что картину «будут ругать», так как это не серьезное исследование творчества знаменитого писателя, а всего лишь юмористическая фантазия.
В 2017 году Меньшиков снялся еще в одном фантастическом фильме – «Притяжении» Федора Бондарчука. В этой картине, повествующей о высадке инопланетян в московском Чертанове, он сыграл жесткого и устрашающего полковника Лебедева – отца главной героини. Многие зрители и критики до сих пор недоумевают, как такой разборчивый и талантливый актер, как Меньшиков, мог согласиться на участие в столь откровенно некачественной, сырой молодежной фантастике. Но, очевидно, у него были на то свои причины.
Что же касается личной жизни Олега Меньшикова, то она покрыта плотной завесой тайны. Известно лишь, что в 2005 году 43-летний актер впервые женился. Его избранницей стала 24-летняя актриса, студентка ГИТИСа Анастасия Чернова. Причем широкая общественность узнала об их свадьбе только спустя год. В одном из интервью актер признался, что встреча с Анастасией стала одним из самых значимых событий в его жизни.
«Меня встреча с Настей дисциплинировала во многом, очень многому научила и продолжает учить. Это и ответственность, и укрощение себя. Ты перестаешь думать о себе. Раньше у меня были какие-то любовные истории, романы, но ответственности я не брал ни за кого, только за себя. Знаете, я вообще самым важным считаю встречи с людьми. Они в моей жизни многое меняли. Так вот, номером один по значимости я бы назвал встречу с Настей».
Актер рассказал, что с будущей женой он впервые встретился на концерте Михаила Жванецкого – их познакомили друзья. «Мы познакомились 14 февраля, в День всех влюбленных, на концерте. У Насти был букет роз, а я сидел перед ней, периодически поворачивался и ел лепестки. У меня было очень хорошее настроение. После концерта вся наша компания пошла в ресторан. И Настя тоже. Я пригласил. А потом я ее проводил, взял телефон», – рассказал актер.
Настя, как и ее муж, старается не раскрывать подробности личной жизни. Правда, однажды она рассказала одну интересную деталь. Оказывается, Олег сделал ей предложение в день ее рождения по телефону. Это произошло спустя два с половиной года после их первой встречи.
Детей у пары нет, однако, как пишут СМИ, летом 2013 года папарацци засекли Анастасию и Олега в перинатальном центре, где занимаются вопросами искусственного оплодотворения. Впрочем, эта информация никак не подтверждается, а чета Меньшиковых продолжает держать свое семейное счастье подальше от чужих глаз.
Подробнее в сюжете: Новости кино