Печальная новость. Не стало главного автора советской эстрады, сатирика Михаила Жванецкого, передает телеканал «МИР 24».
Его называли по-разному: летописцем парадоксов советской, а потом и российской действительности, писателем, философом. Пожалуй, все будет верно. Три поколения выросли на Жванецком.
«Он был такой спасатель. Спасал нас от нас. И мы это понимали. И мы этого ожидали. И он не оправдывал ожидания. Он их, как правило, превосходил!», – поделился писатель-сатирик, сценарист Михаил Мишин.
Михаил Жванецкий родился в Одессе в семье врачей. После окончания школы поступил в местный институт инженеров морского флота. Там участвовал в художественной самодеятельности и впервые попробовал свои силы в качестве автора. Когда в Одессу приехал Ленинградский театр миниатюр, Жванецкому повезло лично познакомиться с Райкиным. Тот был впечатлен и даже попросил у молодого автора что-нибудь для себя. Так появилась миниатюра «Случай в музее».
Успех моментальный и на всю страну. При этом имя Жванецкого нигде не упоминалось. Но его тексты в исполнении Аркадия Райкина, Романа Карцева и Виктора Ильченко уже знали все.
Жванецкий переехал из Одессы в Ленинград. Вскоре вышел из тени чужой славы и появился на сцене как автор и как артист. Сам того не подозревая, он стал отцом «советского стендапа». Тогда, в СССР, конечно, никто и слова-то такого не знал.
Лучшими исполнителями своих пьес Жванецкий всегда считал Романа Карцева и Виктора Ильченко. Вместе поставили десятки миниатюр. У Жванецкого не было конкурентов, как и последователей и учеников. Его друзья знают причину: все дело в том, что Жванецкий неподражаем. Нельзя этому ни научить, ни скопировать.
«Тут сошлись великий актер и великий драматург. Знаете, когда говорят: Жванецкий – сатирик. Я не могу это воспринимать! Он – великий писатель, прежде всего. Он – великий драматург жизни. Вы не назовете ни одного писателя в том направлении, в котором двигался Жванецкий, в его словаре, в его абсолютно уникальных речах, в уникальном строе его предложения, вообще ткани его. Кто-то сказал, что словесная ткань Жванецкого – это кружева брюссельские. Потому что в этой ткани есть дырки, которые оправдывают, собственно говоря, саму ткань», – рассказал народный артист России, режиссер, художник-мультипликатор Юрий Норштейн.
Всего один день писатель не дожил до тридцатилетия Всемирного клуба одесситов, основателем и бессменным президентом которого являлся. И на родине, и далеко за ее пределами почетного гражданина Одессы называют продолжателем литературного языка другого его гениального земляка, Исаака Бабеля, и ставят в один ряд с такими классиками, как Михаил Зощенко и Аркадий Аверченко.
«Такой одессит всея Руси. Он приобрел всенародную славу совершенно заслуженно и обоснованно. Как Высоцкий, как Аркадий Райкин. Он был одним из тех, кто при всей сложности своего творчества поднимал дух людей, народа, отечества», – поделился народный артист России, художественный руководитель московского театра «Сатирикон» Константин Райкин.
В 1980-х Жванецкого, как и Высоцкого, тайком записывали на магнитофонную пленку. Потом через фарцовщиков продавали по всей стране. Его было важно не только читать, но и слушать.
Годы спустя на его творческих вечерах в записках из зала будут чаще всего встречаться два вопроса: Откуда вы все это про меня знаете? И второй – о его качестве, не перестававшем удивлять: Бывает ли у вас плохое настроение?
«Он был стилеобразующим лидером, тем, кто формировал не столько даже наш язык, не только подбрасывая нам замечательные фразы, делая нашу жизнь веселее, или примиряя нас с недостатками жизни, но саму манеру отношения к жизни», – отметил театральный критик, ректор Российского института театрального искусства – ГИТИС Григорий Заславский.
Многие годы Михал Михалыч отдал работе на телевидении. В 2002-м его пригласили в программу с весьма ответственным названием.
«Назначался дежурный по стране, который отвечал за всю страну. Потом рубрика превратилась в программу «Дежурный по стране». Решили, что дежурным по стране достоин быть Михал Михалыч», – рассказал режиссер-постановщик программы «Дежурный по стране», АТВ («Авторское телевидение») Виталий Минорский.
Каждый понедельник с ведущим Андреем Максимовым они гуляли по Красной площади, говорили о главном. Потом Жванецкий читал что-нибудь из свежего или импровизировал. Коллеги называли его «лечащим врачом страны», который ставит диагнозы. Пусть не всегда утешительные, но неизменно точные.
Книги, видеозаписи Михаила Жванецкого – уже давно классика сатиры. Ему дважды присваивали звание народного артиста. В 1999-м – на Украине, а в 2012-м – в России.
И всегда, на каждом выступлении со своим потрепанным портфелем, который пронес через всю жизнь. Он сам его чинил: залатывал, подшивал. Но никогда и не думал менять на новый. Это был его талисман и память об отце. Его подарок. Жванецкому тогда было 23 года.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе