Число выявленных случаев заражения коронавирусом в мире превысило 54 миллиона, сообщает университет Джонса Хопкинса. Пандемия не просто перевернула нашу жизнь, она поменяла наш язык. Государственный институт русского языка имени Пушкина назвал слово года. Им стало – «самоизоляция». В английском языке слово года из того же семантического ряда – им стал «локдаун». О борьбе с COVID-19 – сюжет корреспондента «МИР 24» Анны Деркач.
Каждые четыре секунды в России заболевает COVID-19 один человек. А каждые три минуты один умирает. На этой неделе вирус устанавливал очередные рекорды – больше 22 тысяч заболевших и 439 смертей в сутки. Больше всего умирают в столицах. Причем Санкт-Петербург обогнал Москву. И по летальности, и по количеству новых заболевших.
В Санкт-Петербурге закрыли кружки и секции, запретили проводить массовые мероприятия, где собираются больше 50 человек. Пожилых людей и хроников перевели на удаленку. А в Подмосковье этим категориям и вовсе отменили льготный проезд, чтобы сидели дома. Заблокировали проездные и студентам – и Москвы, и области. Их перевели на дистанционное обучение. Москва запретила ночную работу ресторанов с 23:00 до 06:00. Ограничила заполняемость зрительных залов до 25%, но самое главное – до середины января власти отменили все массовые мероприятия. Москвичи официально остались без Нового года.
Действие в известном мультике «Гринч» происходит накануне Рождества. В городах предпраздничная суета, ярмарки, елки и подарки. Интроверта и социопата Гринча все это дико раздражает. И он решается на отчаянный шаг. Кто бы мог подумать, что однажды сказка станет явью, и нечто зеленое, мохнатое и враждебное действительно украдет у людей главный праздник.
Запрет на массовые гуляния вводят многие регионы. Так что россиянам придется вспомнить, что Новый год – семейный праздник. Самый лучший Дед Мороз тот, что с папиными глазами, который точно не принесет COVID-19 в мешке с подарками.
Впрочем, на домашний оливье и салют по телевизору согласны далеко не все. В поисках альтернативы ресторанам россияне устремились за город. В подмосковных санаториях даже на люксы очереди. За возможность пошуметь и покутить люди готовы платить любые деньги.
«Взять на пару дней небольшой дом за 200 тысяч рублей – это уже не фантастика. Спрос бешеный», – отметил владелец Усадьбы Гребнево Андрей Ковалев.
Впрочем, соблюдать меры безопасности придется везде. И за этим будет следить полиция. Но владельцы домов отдыха обещают не портить людям праздник чрезмерной бдительностью.
«Год был очень тяжелый. Но представьте, если будут к каждому подходить унылые охранники со словами «Наденьте маски, а то мы вас сейчас в полицию отвезем»? А люди уже отметили! В общем, будем стараться мягко и дружелюбно, но чтобы люди берегли свое здоровье», – добавил Андрей Ковалев.
Те, кому не хватило мест в домах отдыха, скупают туры в Сочи. Туда, по данным российского Союза туриндустрии, на Новый год полетит половина российских путешественников. Уже сейчас в отелях Адлера и Красной Поляны почти не осталось свободных мест.
Отменять новогодние гуляния Кубань пока не планирует, хотя она и вошла в список регионов с самой тяжелой ситуацией. Таких, по данным Роспотребнадзора, в России 33, в двух заболели даже губернаторы.
«У меня подтвердился положительный тест на коронавирусную инфекцию. Я перехожу на режим самоизоляции», – сказал губернатор Камчатского края Владимир Солодов.
Особенно плохи дела там, где люди не носят маски. Например, на Кавказе. 80% заболевших в Дагестане не пользовались средствами защиты. Глава Ставрополья каждый день проводит в своем блоге онлайн-планерку с министром здравоохранения республики. Подают подписчикам личный пример.
«Берегите себя. Мы спасемся не только сами, но и позволим врачам в более комфортных условиях, даже не в комфортных – не в боевых условиях работать», – сказал глава Ставропольского края Владимир Владимиров.
В Кабардино-Балкарии знают еще одну причину роста заболевших – преданность жителей Кавказа многовековым традициям. На дни рождения там приходят несколько сотен человек, а на свадьбы и похороны – несколько тысяч.
Пышные свадьбы любят и в Казахстане. Там каждый день заболевает около 600 человек. Наибольший прирост на востоке страны. Власти даже решили отслеживать скрытые торжества с помощью дронов.
В Грузии не стихают протесты оппозиции. Там очередной антирекорд по заражениям. В последний рабочий день недели 3,5 тысячи новых случаев. Митингуют в основном без масок. В Беларуси в сутки 1248 новых заболевших. Все больше регионов вводят обязательный масочный режим. А в Молдове заболеваемость росла всю неделю. Только в субботу в республике заболело 1411 человек. На Украине ситуацию с коронавирусом называют катастрофой. Это слова министра здравоохранения. Система трещит по швам: больницы забиты до отказа. Аппаратов ИВЛ не хватает. К одной кислородной точке подключены несколько человек – дышат по очереди. Врачи боятся, что скоро придется делать выбор – спасать тех, у кого больше шансов выжить. Коронавирус уже унес жизни девяти тысяч человек, в том числе мэров двух городов. Заболел и президент страны Владимир Зеленский.
«Как вы знаете, COVID-19, к сожалению, не обошел стороной и меня. Год перевернул с ног на голову наши традиционные понятия. Слово «негативный» приносит людям радость, счастье, потому что означает отрицательный тест, а слово «позитивный» стало негативным», – сказал Зеленский.
И так уже полгода живет весь мир. Во Франции каждые 30 секунд в больницу поступает новый пациент. Коронавирус – причина каждой четвертой смерти в стране и отмены главного праздника – Рождества – в его привычной форме. Рождество под вопросом и в Британии. Локдаун там могут продлить до следующего года, значит, дети не смогут потрепать Санта-Клауса за бороду и получить из его рук долгожданные подарки. Впрочем, не все так мрачно в традиционно пасмурной столице Британии. В школе Сант, кажется, придумали, как спасти этот Новый год. Там запустили мобильное приложение, чтобы дети смогли встретиться с волшебником, несмотря ни на что.
«Дети проводят много времени, глядя в iPad и разговаривая со своими друзьями через свои смартфоны. Так что для ребенка, встречающего Деда Мороза на экране, это вполне естественное и нормальное явление», – отметил основатель школы Санта-Клаусов Джеймс Ловелл.
Но главный символ Рождества европейцы не увидят. Знаменитые ярмарки не откроют впервые за 450 лет. Их проводили во время мировых войн, в условиях эпидемии чумы и холеры. Но эта пандемия оказалась страшнее.
Из-за отмены ярмарок европейская казна не досчитается миллионов евро. Только в Германию попить глинтвейн с ароматным пряником каждый год приезжало 160 миллионов туристов. Впрочем, житель Баварии все же решил подарить землякам Рождество и открыл небольшую ярмарку во дворе своего ресторана.
«Мой ресторан, как и все, закрыт. Так почему бы нашим постоянным посетителям не приехать на рождественскую ярмарку?» – поделился предприниматель Патрик Шмидт. «Мое самое большое рождественское желание, чтобы коронавирус, наконец, взяли под контроль. И чтобы в следующем году снова все было хорошо. Я надеюсь на это», – добавил он.
Сбудется ли желание, во многом зависит от нас самих. До начала массовой вакцинации есть только один способ остановить пандемию: носить маски и соблюдать дистанцию, разорвать цепочку заражений и помочь врачам. Тем, кто отдает за нас свои жизни.
В Краснодаре случилось горе. Ушла врач от Бога – так называли Александру Верменко. Инфекциониста детской больницы. Она погибла на работе, спасая пациентов в «красной зоне». Пандемия унесла жизни сотен медиков. В каждой стране есть списки памяти с именами врачей, медсестер, фельдшеров. Тех, кто каждый день выходил на передовую борьбы с вирусом. В российском списке – 828 фамилий.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе
Читайте также: