Еще одна страшная и невосполнимая потеря этого года: в Москве на 85-м году жизни скончался народный артист России, режиссер Роман Виктюк. В конце октября он попал в больницу с коронавирусом. По предварительным данным, причиной смерти стал инсульт. «МИР 24» выражает соболезнования близким и поклонникам режиссера и вспоминает, каким был этот удивительный человек, навсегда перевернувший мир русского театра.
Роман Виктюк родился 28 октября 1936 года в украинском городе Львове в семье учителей. Уже в раннем детстве он проявлял интерес к сцене, вместе с друзьями и одноклассниками ставил небольшие спектакли.
Закончив школу, Роман отправился покорять Москву. Юноша успешно сдал экзамены и был зачислен на актерский факультет ГИТИСа. Его учителями были известные режиссеры Анатолий Эфрос и Юрий Завадский. По окончании института в1956 году Виктюк работал одновременно в ТЮЗах Львова и Киева, а также театрах Калинина и Вильнюса. Актерскую игру он успешно совмещал с преподаванием: в Киеве Виктюк был педагогом в студии при Театре имени И. Франко, а в Москве – преподавателем Государственного училища циркового и эстрадного искусства.
Его режиссерский дебют состоялся на сцене Львовского театра юного зрителя в 1965 году: это был спектакль по пьесе Г. Шмелева «Все это не так просто». В том же театре Виктюк поставил спектакль по пьесе Л.Е. Устинова «Город без любви» и «Дон Жуана» Мольера. Все эти работы получили множество хвалебных отзывов от критиков и были тепло приняты публикой.
Фото: Мастюков Валентин,ТАСС
В конце 1960-х Виктюк начинает занимать руководящие театральные должности: с 1968 по 1969 годы он – главный режиссер Калининского ТЮЗа, с 1970 по 1974 гг. – главный режиссер Русского драматического театра Литовской ССР, с 1977 по 1979 гг. – главный режиссер Студенческого театра МГУ.
Среди постановок Виктюка 1970-х годов особенно выделяются «Черная комната» П. Шеффера, романтическая драма «Мария Стюарт» Юлиуша Словацкого, пьеса Михаила Рощина «Валентин и Валентина», спектакль Галины Волчек «Принцесса и Дровосек» и пьеса Алексея Толстого «Любовь – книга золотая». Также под его руководством были поставлены спектакли «С любимыми не расставайтесь» по книге Александра Володина, «Встречи и расставания» Александра Вампилова, «Продавец дождя» Ричарда Нэша и др.
В середине 1970-х годов Виктюк начал активно работать в московских театрах. В этот период под его руководством была поставлена «Царская охота» в Театре им. Моссовета, спектакли «Муж и жена снимут комнату» и «Татуированная роза» во МХАТе, а также «Утиная охота» Вампилова и «Уроки музыки» Людмилы Петрушевской в Студенческом театре МГУ (последний спектакль был запрещен властями). Впрочем, этот спектакль он впоследствии вновь смог вынести на суд зрителей – правда, уже на сцене Русского драматического театра Вильнюса, премьера постановки состоялась 31 января 1988. А 20 октября того же года Виктюк представил там же свою интерпретацию «Мастера и Маргариты» Булгакова.
Самой знаменитой работой Романа Виктюка считается спектакль «Служанки» по пьесе Жана Жене. Премьера состоялась в 1988 году на сцене театра «Сатирикон». Изюминкой спектакля стала неповторимая актерская пластика, разработанная Валентином Гнеушевым, в сочетании с хореографией, над которой трудилась Алла Сигалова. Впрочем, здесь было прекрасно все: и игра актеров (Константин Райкин, Николай Добрынин, Александра Зуева, Сергей Зарубин), и музыка, и костюмы. Виктюку удалось создать необыкновенную атмосферу, которая пришлась по вкусу не только российскому, но и зарубежному зрителю. «Служанки» были показаны во множестве стран мира и собрали массу положительных отзывов. Можно смело утверждать, что эта постановка сделала Романа Виктюка самым известным театральным деятелем страны.
В 1991 году режиссер создал свое главное детище – частный Театр Романа Виктюка. В его труппу были приглашены артисты из разных театров, многие из которых ранее сотрудничали с режиссером. Во многих спектаклях принимали участие звезды первой величины. Открыл сезон в Театре Виктюка спектакль «Мадам Баттерфляй» по пьесе Дэвида Генри Хуана. Эта постановка совершила настоящий переворот в мире антрепризы. Спектакль вызвал жаркие споры из-за обилия эпатажа и эксцентричных костюмов.
Позднее на сцене Театра Виктюка шли уже ставшие легендарными «Служанки», «Лолита» (по роману В. Набокова), «Двое на качелях» по пьесе У. Гибсона, «Рогатка» и «Полонез Огинского» Н. Коляды, «Философия в будуаре» по диалогам де Сада, «Саломея» О. Уайльда, «Заводной апельсин» по роману Берджесса, «Последняя любовь Дон Жуана» Эрика Шмитта, «R&J», по мотивам «Ромео и Джульетты» Шекспира и др. Все постановки Виктюка отличались яркостью, блеском и при этом необыкновенной чувственностью и утонченностью, словно были отражением его самого.
Фото: Матвеев Эмиль/ТАСС
О своей личной жизни режиссер всегда умалчивал, подчеркивая, что он, как истинный творец, всегда одинок и черпает в этом свое вдохновение. Однако известно, что однажды Роман Григорьевич все-таки был женат на сотруднице «Мосфильма», не имевшей отношения к актерской среде. Имя бывшей супруги Виктюк всегда держал в секрете. Кроме того, у режиссера есть дочь, которая живет во Львове, но, как неоднократно признавался режиссер, с близкими людьми он всегда соблюдал дистанцию, чтобы защитить их от воздействия «отрицательной энергии».
«У творца, если он не создает вокруг себя ауру одиночества, нет той среды, которая его питает. И нужно заполнять эту пустоту, которая у Хайдеггера или у Юнга и является самой целебной средой», – говорил Роман Виктюк.
В 1996 году театру Романа Виктюка был присвоен статус государственного. За свою жизнь Роман Григорьевич поставил более двухсот спектаклей. Он является единственным режиссером иностранного происхождения, награжденным премией Института итальянской драмы в 1997 году за лучшее воплощение современной драматургии. В США Роман Виктюк был включен в список 50 людей мира, оказавших влияние на вторую половину XX века. В 2006 году Роман Виктюк удостоился звания Народного артиста Украины, а в 2009 – Народного артиста России.