Гостем программы «Евразия. Дословно» на телеканале «МИР 24» стал депутат Госдумы, бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. С ним побеседовала корреспондент Надежда Сережкина.
За время вашей работы на посту главного санитарного врача России вы нам несколько раз предсказывали различные пандемии и эпидемии, это было в 2000 году, в 2004-м. Свиной, птичий грипп. В этом году все это сбылось. Скажите, почему так произошло и можно ли сказать, что к этому все шло?
Онищенко: Это неизбежно. Человеческая популяция находится в постоянном динамическом равновесии с микромиром. Особенностью сегодняшнего времени является то, что сбывается другое предсказание. Когда войны XXI века, это воины гибридные. Есть серьезный эпидемический процесс, вызванный коронавирусом, уже третий в этом тысячелетии. 2002 год – SARS, 2009-й – MERS, и вот сейчас COVID-19 – это все коронавирусы. Но вот так информационная политика, которая сразу началась, она имеет все признаки информационного террора. Информационный поток, который сегодня идет, он с явными признаками такого нагнетания ситуации – этого никогда не надо делать. Потому что генетически у человека заложена боязнь инфекций.
Вы сказали, что, когда это закончится, нужно будет очень многое переосмыслить. Есть какие-то прогнозы, когда действительно пандемия утихнет во всем мире?
Онищенко: Это сезонное заболевание. Осенне-зимний, весенний период – мы как раз вступили в этот период, когда сегодня на фоне роста гриппа, острых респираторных заболеваний в том числе идет и коронавирус. Потому что «волну», как вы любите говорить, а я люблю говорить «эпидемический подъем», острыми респираторными заболеваниями обуславливает где-то сотни две вирусов разных, это и гриппы, и парагриппы, аденовирусы, энтеровирусы, в этом сезоне идет еще и коронавирус. И, кстати, он не так интенсивно идет, у него максимальное число заболеваний в день 400 тысяч было, по-моему, что для острых респираторных инфекций, которые передаются воздушно-капельным путем, это очень мало. И контагиозность здесь не такая высокая, слава богу. Другое дело, что у него есть специфика, группой риска является старшая возрастная группа. Это среди больных 18% старше 65 лет, и эта группа наиболее уязвима. Люди, у которых иммунная система ослаблена, люди, которые имеют накопившиеся эндокринные заболевания, сердечно-сосудистые заболевания, онкологию. Эта триада и обусловливает те трагические исходы, которые происходят. А пока он мало контагиозен. Представьте себе, 7 миллиардов человек на Земле живет, и только 54 миллиона переболели. Сколько еще надо, чтобы выработать иммунитет.
То есть болезнь недостаточно изучена, чтобы дать какой-то прогноз?
Онищенко: Почему она не изучена? Нет, она изучена. Мы ее знаем с 1957 года. А вообще человек впервые столкнулся с коронавирусом в XII веке. Еще татаро-монгольское иго не пришло на российскую землю, а коронавирус у нас уже был.
Чуть младше чумы, получается?
Онищенко: Чума тоже была... Поэтому это неизбежный процесс, он будет. Люди раньше думали: вот мы всем сделаем чистую воду, благоустроенное жилье, и никто болеть не будет. Будут. Только другими болезнями. Потому что межвидовая борьба была и будет.
Вы за вот этот год какие-то правила сформулировали для себя и для своей семьи? Потому что, например, несмотря на пандемию, вы всегда настаиваете на очных интервью?
Онищенко: Коронавирус – это хорошая тренировка для нас. Это не такая уж страшная инфекция. Поэтому, если мы приучим себя соблюдать элементарные правила, использовать СИЗы, соблюдать гигиену рук, о которой мы с вами говорим, мы популяционно продвинемся очень далеко. Яркий пример – Китай. На сегодняшнее утро в Китае всего переболело 85 тысяч человек! Это говорит о том, что китайское общество, китайская система биобезопасности срабатывает идеально. На хорошем уровне у Южной Кореи, у Вьетнама. Они молодцы. Они сказали: носить маски, и все носят, экономика работает. Что такое Китай? Это полтора миллиона человек, это высочайшая плотность населения. И тем не менее они сумели. Они даже изобрели свою вакцину, но они не могут ее испытать – у них больных нет.
Геннадий Григорьевич, в такой сложный год вы вспоминаете трудности, которые были, когда вы работали главным санитарным врачом? Может, сможете вспомнить самый трудный день на этом посту?
Онищенко: Я как начинающий эпидемиолог начал работать в 1973 году, а ликвидацию такого страшного библейского заболевания, как оспа, мы закончили в 1980 году. Я семь лет участвовал в этом проекте как рядовой врач. Зато, когда я уже возглавлял службу, мы ликвидировали заболеваемость полиомиелитом. Мы ликвидировали заболеваемость корью. Да, оно еще есть у нас, это заболевание, потому что нам завозят. Когда ты любишь свою профессию, когда ты находишься в ней, внутри, не отбываешь норму, а когда ты ею живешь, это назвать трудностями нельзя, это называется просто интересно.
Вы говорите о том, что главное – это ваша работа. Во время работы на посту главного санитарного врача вы сказали, что вы начинаете свой день в 3:50 утра. У вас сохранилась эта привычка?
Онищенко: Сегодня я приехал в это здание без десяти два утра, не ночи. Это у меня просто сложилось так. Я сегодня поговорил утром с Благовещенском, с Якутией, с Иркутском. Тут, конечно, гораздо спокойнее, но вот этот ритм – от него никуда не деться. От него отказаться нельзя.
А сколько вы спите и как отдыхаете?
Онищенко: Физическими упражнениями надо заниматься, я прежде чем вот сюда приехал, я еще час позанимался.
То есть вы встали в… или не ложились?
Онищенко: Я ложился, позанимался, у меня есть свои алгоритмы физических упражнений, которые обязательно надо делать.
Сможете сформулировать для наших зрителей несколько правил, которые сейчас в это время помогут сохранить бодрость и хорошее настроение?
Онищенко: Во-первых, кто бы вы ни были по складу характера, всегда будьте настроены на позитив. Не зацикливайтесь на том, что вот, не получилось. Ищите во всех явлениях позитив. В этой обстановке я хотел бы очень попросить: берегите своих старших! У всех есть мамы, папы, да и просто люди, у которых есть эндокринные заболевания, кардиология, онкология – это люди их группы риска, не будьте эгоистами. Вы стройны, подтянуты. Даже если вы заболеете, вы легко переболеете, а когда вы их заразите, это для них кончится трагически. Соблюдать всегда режим надо. Режим физической активности. У каждого свой может быть в зависимости от состояния – кто-то там раньше занимался спортом, но физическая активность нужна. Самая распространенная – прогулка. Пройдите 10 тысяч шагов. Что это? Всего пять километров. Все у нас будет хорошо. Мы пройдем через это. И не надо высчитывать дни, когда нас закроют или не закроют. Исполняйте то, что нужно исполнять, но живите той жизнью, какой всегда.
Подробнее в сюжете: Евразия. Дословно
Читайте также: