Благодаря российским миротворцам в Нагорном Карабахе уже две недели, как выразился пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, «пушки молчат, люди не гибнут». Как жители Карабаха возвращаются к мирной жизни – в материале корреспондента телеканала «МИР 24» Максима Красоткина.
Эта пекарня для жителей Степанакерта – символ мира. Если можно купить хлеб, значит, война позади. Спустя почти два месяца она открылась вновь.
«Во время обстрелов немножко работали, потом закрылись. Потому что сбои электроэнергии, сбои газа. Просто невозможно было работать», – делится работник пекарни Юрий Макарян.
Здесь выпекают как традиционный для народов Кавказа и Закавказья лаваш, так и обычные буханки. В Степанакерте также заработали небольшие магазины и парикмахерские.
«А что делать, сколько можно у чужих жить? В гостях – хорошо, а дома – лучше. Все равно надо как-то жить», – говорит местная жительница.
Для беженцев, у кого нет собственного транспорта, организовали автобусы. Их перемещение по так называемому Лачинскому коридору проходит под контролем российских миротворцев.
«По-моему, наш народ принимает их как следует, мы рады, что они здесь».
В самом Степанакерте еще видны воронки от снарядов на дорогах и следы от осколков на домах. Но люди возвращаются в свои квартиры. На первое время разбитые окна завешивают пленкой. Хоть так – зато у себя дома.
«Наши братья русские миротворцы не допустят, чтобы такое повторилось», – говорит житель Степанакерта.
Во время боевых действий Роберт Геворкян потерял двух братьев и бабушку, в их дом попал снаряд.
«Я с кровати упал, глаза открыл, смотрю – пыль. Никуда невозможно было выйти. Где-то минут пять я ковырялся, искал, откуда выйти. Потом свет через окно проник внутрь, и на этот свет я вышел через окно», – вспоминает мужчина.
Сейчас разрушенные здания вместе с местными властями осматривают российские спасатели. В первую очередь будут восстанавливать дома с незначительными повреждениями, чтобы там можно было перезимовать. В республику прибыл первый гуманитарный конвой со стройматериалами.
Российские миротворцы в Нагорном Карабахе следят за тем, чтобы не повторились ужасы войны. Владимир Путин оценил их слаженную работу.
«Беда пришла во многие дома, во многие семьи. Кстати говоря, и в Азербайджане, и в Армении. Поэтому нужно время, для того чтобы все успокоилось, улеглось и чтобы люди действительно почувствовали, что мирная жизнь вернулась в их сердце, в их душу, – вот, что самое главное. До этого, конечно, следует подумать о реальной безопасности людей, в том числе беженцев, возвращающихся, кстати говоря, с обеих сторон. Эта миссия возложена на российских миротворцев», – отметил российский лидер.
Переговоры о мирном решении карабахского вопроса ведутся уже больше двух десятилетий. Но Владимиру Путину удалось остановить кровопролитие буквально за один день, когда конфликт уже вошел в самую горячую стадию. Российский президент был автором мирного договора, говорит, борьба там шла за каждую фразу и запятую.
«По сути, мне пришлось взять на себя роль посредника, когда я разговаривал с одним и со вторым лидером, выслушивал их требования, претензии к тексту, вносил какие-то изменения, связывался с другой стороной, выслушивал их пожелания и требования, потом консультировался с первой по поводу приемлемости этих положений для других партнеров. Но, фактически, это была равноправная, равноценная, трехсторонняя работа», – уточняет Владимир Путин.
Из Москвы – в Ереван, а оттуда – в Баку по поручению Путина полетели министр обороны и глава российского МИДа. Они встретились с руководством республик и своими коллегами из ведомств Армении и Азербайджана. Еще раз обсудили совместное трехстороннее заявление о мире.
«Попытки подвергнуть сомнению это заявление не только внутри страны, но и за рубежом являются неприемлемыми, и мы подтвердили нашу решимость сделать все, чтобы это заявление продолжало работать», – подчеркнул министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Происходящее в Нагорном Карабахе Владимир Путин считает геополитическими последствиями развала Советского Союза. Тогда руководство страны закрывало глаза на происходящее. Теперь приходится исправлять ошибки тех лет.
Подробнее в сюжете: Нагорный Карабах