Пятигорский разработчик испытывает прототип аэромобиля. Каким будет транспорт будущего, телеканалу «МИР 24» рассказал его конструктор, изобретатель Александр Бегак.
- Насколько я знаю, ваш аэромобиль не имеет аналогов в мире. В чем его отличие от других?
Александр Бегак: Мы использовали новый принцип управления внешним воздушным потоком. После набора высоты в горизонтальном полете аппарат не использует классическую схему управления, он использует именно изменения обдува поверхности крыльев – это наше ноу-хау, оно тоже патентуется, как и все остальные наши изобретения. Моей идеей было сократить вес, увеличив прочность и надежность аппарата, сделать аппарат, который превышал бы по всем характеристикам аналоги.
- Каковы тактико-технические характеристики?
Александр Бегак: У нас есть действующий прототип, он в четыре раза уменьшен, но этого достаточно, чтобы получить данные, которые мы собираем. У нас там «мозги» стоят настоящие уже, мы их учим. Сначала он не хотел летать: есть цифры, есть наука, а есть реальность. Когда реальность столкнулась с наукой, он сначала не захотел летать. Потом он уже раскачивался, сейчас он стабильно отрывается, сам управляется, видит стены, препятствия на малой высоте, временами ведет себя нелогично, но мы доработаем.
Главная задача аппарата сейчас – карта: от крупного хаба перевозим грузы до 500 кг на расстояние от ста до трехсот километров. Цистерны, составы, самолеты привозят десятки тысяч тонн – их надо развозить. На «Газели» это может занимать несколько суток, а здесь без пробок, в автоматическом режиме от хаба до населенного пункта доставит.
Большой вопрос с учетом пандемии возник – перевозка зараженных больных, оборудования и доставка медпомощи, в том числе микрооперационных. В этом случае аппарат может быть незаменимым – от медицинского центра долетел до площадки, развернули внутри него пункт, сделали манипуляции, оказали помощь, привезли больного стерильно – не везя по городу, не рискуя жизнями других людей. То же самое – в случае катастроф.
- Получается многопрофильная машина.
Александр Бегак: Такая задача и стояла – построить робота, который мог бы выполнять группу целей и задач. Мы видим, что это возможно. На первом этапе это будет перевозка грузов, отработка логики маршрутов, управления и искусственный интеллект, который определяет «свой-чужой» внутри полета. Потом будет следующая задача – спецназначение, потому что там опционно пилотируемая техника – для медиков, МЧС, МВД. Важнейший этап – перехватить управление, взлететь и приземлиться самостоятельно, если необходимы задачи разные .
И, конечно, сегмент «лакшери»: задача – найти покупателей и выйти на этот сегмент рынка – это реальные деньги в нашу страну. Если у нас в стране будем производить эту технику в глобальном плане и продавать, предоставлять услуги по всему миру, то хотелось бы кусочек экономического пирога и услуг, чтобы все-таки вернулись в нашу страну.
Создавался аппарат под вес 500 килограммов – это оптимально, если пилотируемый аппарат – до шести человек. У нас очень толстый профиль фюзеляжа, а не простая труба, как принято, скорость 450 км/ч. Он взлетает вертикально, проходит над городом или за городом вдоль русел рек, уходит на расстояние до 500 км. Час – полтора – оптимальное время для человека, находящегося в кабине, чтобы комфортно себя чувствовать за перелет. Вы за полтора часа спокойно долетите до Петербурга, приземлитесь на Дворцовой площади, встретитесь с людьми, выполните работу или просто перевезете груз.
В этом аппарате вы видите винты, но специфика изобретения в том, что ему надо дать небольшую горизонтальную скорость, чтобы включился маршевый двигатель. Будет другая система взлета и посадки, основанная на 12-ти вспомогательных силовых установках, то есть на большом аппарате мы исключаем винты, что обеспечивает высокую безопасность в городской среде.
- До серийного выпуска далеко?
Александр Бегак: К лету следующего года, я уверен, что мы найдем инвесторов и сделаем два прототипа. Скорее всего, это будет полноразмерный демонстратор. В стиле бизнес-класса, скорее всего, будет создан салон аппарата. Следующий этап – 2023 – максимум 2025 год, потому что время сейчас имеет ключевое значение, мы намечаем на 2025 год первую установочную партию, но мы хотим в 2023 или 2024 году выйти на установочную партию нашего изделия. Тогда мы значительно нагоним отставание от мировых трендов и, вполне возможно, получим серьезную долю рынка. С учетом того, как развиваются информационные технологии, цифровизация общества, я считаю, что до 2030 года машина-самолет, или аэромобиль, станет нормой.
Аэротакси – это услуга, а у нас это транспорт, который должен стать таким же, как ваша машина: вышли – долетели или по приложению вызвали, и на работу – нет пробок, выпили кофе в дороге, приземлились у себя на студии и вперед. Такое качество жизни будет в ближайшее время.
Подробнее в сюжете: Гости эфира