По данным Министерства труда, количество людей, работающих удаленно, за год выросло с 30 тысяч до 3,7 млн человек. Какие новые пункты появятся в Трудовом кодексе для сотрудников на удаленке с 1 января 2021 года, телеканалу «МИР 24» рассказал глава правового департамента «Конфедерации труда России» Олег Бабич.
- Одним из основных изменений стал подход к работе оффлайн. Вправе ли работодатель переводить на удаленку работника без его согласия?
Олег Бабич: Новый законопроект предполагает единственный вариант, когда работодатель сможет без согласия работника перевести его на удаленку, – это временная удаленная работа в случае катастрофических ситуаций и когда такое решение принимается органами государственной власти. Такой перевод возможен. В иных случаях это происходит с согласия работников.
- Из закона исчезла норма о праве работника не выходить на связь с работодателем в нерабочее время. Теперь время взаимодействия с работодателем будет считаться рабочим и должно оплачиваться. Таким образом, сотрудник более защищен?
Олег Бабич: В целом, да. В первоначальном варианте была прямая норма, которая говорила, что время вне основного режима работы, когда работник может находиться оффлайн, теперь такой нормы нет. Но ничего критичного для работника нет, потому что никто не отменяет общие нормы трудового законодательства, которое говорит, что время отдыха – время, когда работник освобожден от исполнения своих трудовых обязанностей. Это означает, что в это время работник может находиться онлайн, оффлайн, выключать мобильные устройства. Обязанностей по контактированию с работодателем в свое свободное время у него нет.
При этом очевидно, что если работник в свободное время будет контактировать по инициативе работодателя по рабочим вопросам, то такое время в соответствии с законом должно быть зафиксировано и оплачено. Оплачено оно будет в соответствии с основными нормами трудового законодательства. Поскольку это выходит за рамки рабочего времени, это должно быть оплачено как сверхурочная работа.
Несмотря на то, что в главе, которая регулирует особенности удаленной работы, не будет прямой нормы, ее не будет только потому, что норма есть в общих положениях законодательства.
- Как же будет контролироваться режим работы и отдыха на удаленке?
Олег Бабич: Я полагаю, что подобные вопросы (и это прописано в законопроекте), будут регулироваться трудовым договором или коллективным договором. Также это может быть урегулировано локальным нормативным актом работодателя, и такой акт должен быть издан в обязательном порядке. В соответствии с этим и будет контролироваться соблюдение тех норм рабочего времени, которые будут заложены в трудовом договоре или в дополнительном соглашении к трудовому договору конкретного работника.
- А работодатель вправе расторгнуть договор, если сотрудник не выходил на связь более двух дней? Если он заболел, то в обязательном порядке должен об этом сообщить? За что еще можно уволить?
Олег Бабич: Да, действительно, в законопроекте появилась норма, вводящая новое основание для расторжения трудового договора по инициативе работодателя в случае, если работник не выходит на связь с работодателем в течение двух дней, очевидно, двух рабочих. Полагаю, что это не очень правильно, поскольку могут быть разные ситуации, и сам по себе невыход на связь работника с работодателем может, например, означать, что работник сильно болен и не может выйти на связь по каким-то причинам. И просто лишь по факту невыхода на связь расторгать трудовое соглашение, не выяснив причин, уважительность причин и так далее, наверное, было бы неправильно. Но, я надеюсь, этот вопрос так или иначе будет отрегулирован Верховным судом, который, скорее всего, когда начнутся какие-нибудь судебные процессы по подобным случаям, своим постановлением, определением даст всем участникам трудовых отношений некие ориентиры, каким образом это будет применяться.
- Также появился пункт о том, что дистанционная работа не может быть основанием для снижения зарплаты. По вашим данным, многие компании так поступили?
Олег Бабич: Поданным первого полугодия, когда начиналась пандемия, перевод людей на дистанционный режим, некоторые компании пытались занижать заработную плату работникам в связи с тем, что, по их мнению, работники стали меньше работать. Это неправильно, перевод на иной режим работы не может являться основанием к снижению заработной платы. То, что в законе теперь прямо это написано, это совершено правильно. Но даже в отсутствие такой нормы снижение зарплаты только на основании перевода в иной режим, в том числе режим удаленной работы, не может быть основанием.
- Появились сообщения, что теперь именно работодатель должен оплачивать обустройство рабочего места. Как это будет на практике? Можно ли будет получить компенсацию за использование, например, личного компьютера?
Олег Бабич: Трудовое законодательство предполагает, что работодатель обязан обеспечить работника оборудованием, рабочим инструментом в целях исполнения работником трудовой функции. Когда появилась удаленная работа как глобальный режим для больших масс, встал вопрос, как и должен ли работодатель обеспечивать такого работника оборудованием и материалами. Одно дело, когда речь идет об офисе, о территории под контролем работодателя, другое дело – территория самого работника.
Закон теперь будет прямо указывать обязанность для такого режима, при этом закон говорит, что все вопросы, связанные с обеспечением работника и порядком компенсации за использование, например, своих компьютеров, оргтехники должны оговариваться в соглашении или в коллективном договоре, который действует у работодателя, или в локальном нормативном акте, который работодатель обязан издавать с учетом мнения представительных органов работника. В данном случае, это вопрос, который должен быть урегулирован обязательно в отношениях между работником и работодателем.
Подробнее в сюжете: Гости эфира