С 1 января минимальная розничная цена на алкоголь изменится. Подорожают вино, коньяк и игристое. Как это скажется на спросе и на производителях, телеканалу «МИР 24» рассказал маркетолог Роман Харланов.
- Насколько разница окажется чувствительной для потребителей?
Роман Харланов: Рост идет каждый год. Минимальная розничная цена устанавливается по рекомендациям Минфина. Она повышается вместе с акцизами, которые должны увеличиться примерно на 4,7%, что приводит к увеличению МРЦ. Но есть но: все производители алкоголя говорят, что МРЦ сейчас ниже себестоимости качественной продукции, пожелания у всех были, чтобы она была повыше процентов на 10, потому что дорожает сырье, инфляция, меняется курс – все приводит к увеличению издержек.
- Это решение принимается коллегиально?
Роман Харланов: Не совсем, но идет рекомендация от Минфина. Намечается аналогия: если посмотреть, насколько изменяется ежегодно цена на ЖКУ, мы выйдем примерно на те же цифры. Следом за увеличением тарифов естественных монополий дорожает все остальное. Минфин запускает этот маховик сам.
- Вслед за повышением МРЦ на алкоголь пойдет следом все остальное?
Роман Харланов: Это следствие изменений, которые происходили в течение года, следствие повышения акцизов, в начале года – на 4,7% они были увеличены. МРЦ – эффект догоняющей цены, потому что производители говорят, что невозможно по прежней цене продавать качественную продукцию. Сырье дорожает, увеличивается акциз, то есть государство отпиливает от производителей акцизную долю, и розничная цена определяется затратами, издержками торговых сетей, которые тоже несут серьезные убытки в связи со снижением спроса.
- Эксперты говорят, что снизился спрос на крепкий алкоголь – на 13%, на игристые вина – на треть. Это временно?
Роман Харланов: Это тренд общий, он касается в том числе спроса на достаточно большое количество продуктов. Причинно-следственная связь с ограничениями из-за пандемии: люди сидят дома, меньше потребляют, меньше зарабатывают, начинают экономить, идет снижение потребительского спроса.
- Многие считают, что повышение МРЦ на алкоголь провоцирует потребление суррогатов.
Роман Харланов: Изначально МРЦ вводилась как мера поддержки российских производителей в борьбе с некачественным импортным винным материалом и алкогольной продукцией. При росте цен в магазинах люди, которые привыкли к суррогату, к самогоноварению, это все приводит к тому, что все больше идет отток в эту сторону. Повышение цен влияет и на спрос. Кто привык потреблять алкогольную продукцию, должны будут тратить больше на качественную, платить чуть больше. Безусловно, часть отвалится, тем самым надавит на спрос.
Издержки производителей в том числе из этого складываются. Мощности, которые есть на территории Росси, рассчитаны на определенный объем сбыта. Если сбыт снижается, издержки перекладываются на цену той продукции, которая востребована.
- Случаи отравлений настойками боярышника, антисептиков – все эти вещи эксперты увязывают?
Роман Харланов: Это все – причина снижения спроса на обычную продукцию. Люди не привыкли снижать потребление алкоголя, но они идут в те места, где продается более дешевое, не всегда качественное, опасное сырье. Должен быть комплекс мер. Если государство водит МРЦ и пытается защитить российских производителей, нужно усилить контроль над незаконным оборотом. Объемы рынка практически сопоставимы с легальным.
- Подорожание поддержало движение «Трезвая Россия», там считают его недостаточным даже, сравнивают с Европой. Если серьезно поднять цену, что тогда будет с рынком?
Роман Харланов: Это ударит по производителям крупным, с другой стороны – серьезно ударит по здоровью граждан, которые начнут массово употреблять суррогаты. Бутылка водки не должна стоить, как пакет молока, но в Германии, где государство поддерживает своих пивоваров, пиво зачастую дешевле воды. Не надо забывать об уровне доходов – сравнивать цены с Европой нельзя. Почему не взять Финляндию, Мальдивы, арабские страны? Надо соблюсти баланс – сохранить отрасль и здоровье граждан.
- Предстоящее повышение цен как скажется на потреблении?
Роман Харланов: Я не думаю, что сильно скажется. Общая тенденция на снижение потребления наметилась с весны. Возможно, повышение цены будет компенсировано снижением спроса. В общей выручке рынок не сильно просядет, но в абсолютном выражении сильно. Процента четыре потребителей отойдет в сторону продукции суррогатного и домашнего производства.
Нужна государственная программа поддержки отечественных производителей, чтобы снизить потребление крепкого алкоголя путем подмены слабоалкогольной продукцией, то есть нужно внедрять культуру питья вин игристых тех же. У нас большое количество предприятий, которые производят достойную качественную продукцию.
Подробнее в сюжете: Гости эфира