Отношения США и СССР всегда были переменчивыми. Период бурного потепления выдался в середине 1980-х благодаря тогдашнему советскому генсеку Михаилу Горбачеву, который всеми силами стремился понравиться Западу. 35 лет назад он впервые встретился со своим главным оппонентом – президентом США Рональдом Рейганом. Они понравились друг другу, а позже, как вспоминают свидетели тех событий, между ними даже появилась некоторая «химия». Детали той встречи – в материале корреспондента «МИР 24» Романа Никифорова.
Накануне саммита в Женеве отношения между двумя ядерными сверхдержавами хуже некуда. Вашингтон играет в звездные войны – прообраз нынешней системы ПРО. Москва отвечает: все наши ракеты не собьете. А президент США Рональд Рейган называет Советский Союз империей зла.
«Давайте признаем: до тех пор, пока их вожди проповедуют главенство государства, провозглашают всемогущество над личностью и предрекают свое конечное господство над всем населением Земли, они олицетворяют зло в современном мире», – заявлял 40-й президент США Рональд Рейган.
И вот они встречаются в Женеве. Генсек Михаил Горбачев в пальто. И Рейган – без пальто, несмотря на прохладную погоду. Президенту США 74 года, он на 20 лет старше своего визави. Но хочет показать, что в хорошей форме. Переговоры делегаций, а потом и встреча наедине.
«Рейган лично заказал, чтобы в доме горел камин. Он отдал распоряжение, чтобы огонь горел постоянно. Уже потом он мне сказал: «Я подумал, что будет красиво, если мы будем сидеть у камина», – рассказала писатель, бывший советник Рональда Рейгана Сюзанна Масси.
«Я очень хотела, чтобы они полюбили друг друга, но как люди могут полюбить друг друга, если они ни разу не встречались. Они отправили меня поговорить закулисно. Мне было страшно. Но я сумела их убедить в том, что это может быть обсуждение культурного обмена», – добавила Сюзанна Масси.
Основной переводчик Горбачева Павел Палажченко вспоминает: на самом деле не все так просто. «Рональд Рейган активно начал критиковать внешнюю политику Советского Союза и марксизм-ленинизм как источник всех бед», – сказал он.
Так что поначалу Горбачев разочарован. «Он сказал, что мы знали, что Рейган консерватор и «ястреб», но я сейчас увидел, что это настоящий динозавр. И у Рейгана тоже было впечатление о Горбачеве как о таком твердокаменном большевике», – добавил Павел Палажченко.
Потом был ответный визит в советскую миссию, где снова гвоздь программы – личные переговоры. В общей сложности они заняли свыше пяти часов.
«Во время перерыва вырубился свет, погас буквально на 20-25 секунд, меньше половины минуты. Ощущение было не то, что страшноватое, но ощущение чего-то несусветного, как такое может быть», – сказал Павел Палажченко.
Рональд Рейган – бывший актер. И пускает в ход все свое обаяние. Еще один советский переводчик Виктор Прокофьев вспоминает: свои идеи Рейган подкрепляет анекдотами. Рассказывает про упрямца, который во время наводнения отказывается от помощи проплывающих мимо людей, поскольку на бога уповает.
«Естественно, он тонет, оказывается на небесах, возносит молитву: «Господи, как же так?». Разверзаются небеса и громовой голос: «Я же послал тебе две лодки и вертолет». Анекдот, который он рассказал, был не без смысла. Возможностей много, но мы далеко не всегда их видим», – сказал переводчик M.С.Горбачева Виктор Прокофьев.
Горбачев собеседника слышит. Намекает, что возможны уступки по Афганистану. Завершаются переговоры совместным ужином. Первый тост Рейгана на четыре с половиной минуты, с переводом, за будущие поколения. Горбачев говорит шесть минут. Выдерживает эффектные паузы, но видно, что волнуется. Руки выдают. Все пьют белое вино, и только жена Горбачева Раиса Максимовна – красное. Такую первую советскую леди Запад еще не видел. Удивлен был и лауреат Пулитцеровской премии, советолог Уильям Таубман.
По итогам трехдневного саммита никаких договоров не подписано. Есть лишь соглашение о продолжении контактов и совместное заявление с общими фразами.
«Мистер Горбачев – энергичный защитник политики Советского Союза. Он красноречивый собеседник. И внимательный слушатель», – прокомментировал Рональд Рейган.
На завершающей пресс-конференции в голосе Горбачева все еще звучит металл. По столу он, конечно, не стучит, но постукивает.
«Считать так, что весь мир – это чья-то вотчина, мы отвергаем этот принцип. Говорили мы это всегда, и десять лет назад, и сегодня говорим, и завтра будем говорить! У нас тут нет двойной политики», – заявил Михаил Горбачев.
И все равно это прорыв. Лед тронулся, товарищи! После Женевы лидеры встречаются каждый год. В Рейкьявике, в Вашингтоне, в Москве. Михаила Сергеевича повсюду сопровождает Раиса Максимовна.
«Раиса приехала в Белый дом. Она изучила все. Начала говорить про картины в Белом доме, и Нэнси выглядела обиженной. Выглядело так, что она знает про Белый дом меньше, чем Раиса», – вспоминает Сюзанна Масси.
Но американской прессе это нравится. И сам Горбачев постепенно превращается из опасного «коммунистического диктатора» в симпатичного Горби. В 1987-м Москва и Вашингтон находят долгожданный ядерный компромисс и подписывают Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Но любовь требует жертв, особенно любовь Запада. И Горбачев жертвует геополитическим влиянием. Выводит войска из Афганистана. Сворачивает поддержку союзников в Восточной Европе. Рейган в ответ рассказывает советские анекдоты. Вот один из его любимых о том, как тяжело в СССР купить машину: «Человек дает деньги, и тот, кто этим занимается, говорит: «Приходите через 10 лет и забирайте свой автомобиль». Покупатель спрашивает: «Утром или днем? Просто водопроводчик обещал прийти утром».
С приходом Джорджа Буша-старшего в странах соцлагеря одна за другой происходят цветные революции, СССР не вмешивается. Соглашается на объединение Германии без предварительных условий. И срочно выводит отсюда войска. А точнее заставляет бежать, бросив имущество и заселяясь в бараки. Это уже не жест доброй воли – капитуляция! Зато Горбачев получает Нобелевскую премию мира.
«Америка не смогла бы одержать победу в холодной войне, если бы Горбачев не внес свой вклад. Победа стала возможной благодаря совместным усилиям США и Советского Союза. Навешивание ярлыка, что это Соединенные Штаты одержали победу, следствие эйфории. США слишком возгордились собой», – сказал Уильям Таубман.
Но чем больше Горбачеву аплодируют на Западе, тем меньше любят дома. Проблемы с экономикой, пустые полки магазинов, задержки зарплат. Обвинения в некомпетентности и предательстве. В итоге в 1991-м первый советский президент лишается и своего поста, и страны.
Три года назад нежно любящая Россию Сюзанна Масси открывает в Москве памятник Горбачеву и Рейгану. В тихом сквере на территории музея, а не на центральной площади. Да, они поняли друг друга, и, может, даже полюбили. Но это только в Голливуде все любовные истории заканчиваются хэппи-эндом.
Подробнее в сюжете: История