Мир культуры, как и мир весь остальной, завершает уходящий год коронавирусными переживаниями, потерями и надеждами. Из-за пандемии отменялись кинофестивали, закрывались музеи, выставки и театры. Поначалу казалось, что их жизнь замрет, погрузится в летаргический сон до лучших времен, которые неизвестно когда наступят. Однако, оправившись от первых запретительных потрясений, очаги культуры начали понемногу оживать. Когда же, наконец, пандемия отступит и все вернется в прежний ритм, мировая культура еще скажет «спасибо» коронавирусу, который вынудил ее деятелей напрячь креатив и произвести на свет новые формы творчества и общения с публикой – может быть, будущее именно за ними.
Никаких вечеринок, только кино
Больше всего переживаний пришлось на долю киноманов, не представляющих своей жизни без красных фестивальных дорожек. В мае из-за пандемии отменили Каннский фестиваль. Позднее, в октябре, он все же состоялся, но совсем не в той форме и атмосфере, что прежде. На открытии фестиваля собравшиеся сторонились друг друга, вымеряя глазами дистанцию в полтора метра, чтобы охрана не вывела под руки. Лица скрывали медицинские маски, актеров попросили не задерживаться на красной дорожке. В усеченной версии Каннов представили всего четыре полнометражных фильма из первоначальной программы фестиваля.
Чем так, лучше совсем без киноконкурса, решили в Беларуси, и отказались от проведения традиционного международного фестиваля «Листопад», который проходил в Минске ежегодно с 1994 года.
А фестиваль в Венеции отменять не стали. Тут все было как всегда, за исключением усиленных противовирусных мер. «Золотого льва» получил фильм «Земля кочевников» про американских бомжей. А специальный приз жюри достался «Дорогим товарищам» Андрея Кончаловского – в фильме КГБ и армия подавляют забастовку рабочих.
Состоялись и ММКФ, и «Кинотавр-2020».
«Это будет самый деловой фестиваль, который посвящен исключительно кинематографу, никаких застолий, вечеринок. Мы приглашаем вас в кино и гарантируем соблюдение всех норм безопасности», – анонсировал Московский фестиваль актер Алексей Агранович.
«Кинотавр» – фестиваль летний, но, как и каннский, сместился на осень. И прошел, в отличие от французского конкурса, по полной программе. Более того, в его рамках прошел кинофестиваль стран БРИКС, который открыла официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
В общем, кинофестивальная волна, хоть и не очень уверенно, но поднялась и прошла.
Меньшинства имеют значение
Эмоциональные потери в мире кинофестивалей с лихвой компенсировала Американская академия киноискусств, обновив список критериев, которым должны соответствовать картины, чтобы получить «Оскар» в номинации «Лучший фильм».
Согласно новым требованиям, которые начнут действовать с 2024 года, главную или ведущую роль второго плана должен играть как минимум один представитель расовых или этнических меньшинств. Если не получается, то не менее 30% второстепенных ролей должны исполнять женщины, представители расовых, этнических, сексуальных меньшинств или люди с ограниченными возможностями. На этих же группах населения должна быть сосредоточена основная сюжетная линия фильма. Более того, минимум две творческие руководящие должности должны занимать представители меньшинств. Места для них должны быть зарезервированы также на должностях технического персонала, маркетологов, специалистов по связям с общественностью.
«Данные стандарты рассчитаны на то, чтобы на справедливой основе обеспечить разнообразие людей на экране и вне его с целью отразить различия среди кинозрителей», – объяснили в киноакадемии.
Инициатива, без сомнения, назревшая: параллельно с американцами устроители Берлинского кинофестиваля решили отказаться от традиционных призов за лучшую мужскую и женскую роли. Победителю вручат приз с формулировкой «лучшему исполнителю». На Берлинале этим не ограничиваются и намерены уравнять количество конкурсных картин, снятых мужчинами и женщинами.
Идеальным в этом смысле можно было бы считать, к примеру, фильм «Гамлет», в котором фигурируют толерантный Принц Датский, расист Клавдий и страдающая аутизмом Офелия.
Добавим, что церемония вручения кинопремии «Оскар» в 2021 году пройдет, как ожидается, в обычном формате. Об этом сообщило издание Variety. Ранее церемонию из-за коронавируса сдвинули с 28 февраля 2021 года на 25 апреля. Кстати, вручение «Оскаров» за все время существования премии с 1929 года переносилась всего четыре раза. В 1938 году из-за наводнения в Лос-Анджелесе, в 1968-м из-за убийства Мартина Лютера Кинга, в 1981-м из-за покушения на президента США Рональда Рейгана и из-за коронавируса в 2020-м.
С утра в Лувр, после обеда в Эрмитаж
Совсем другие заботы были в 2020 году у российских музеев, театров и выставок. Потеря зрителей в первую волну пандемии грозила банкротством и окончательным закрытием, и потребовалось срочно что-то придумывать. Так появились онлайн-спектакли для взрослых и детей, интерактивные экскурсии по художественным, техническим и научным музеям и выствавкам. К примеру, московский Музей космонавтики запустил виртуальный проект «Поехали вместе», благодаря которому пользователи получили возможность путешествовать по самым разным музеям России, не выходя из дома.
Пригодились и такие проверенные инструменты культпросвета, как радиолектории и радиоспектакли. Содружество старых и инновационных технологий уверенно взялось за зрителя и слушателя, не только возвращая к жизни учреждения культуры, но и формируя новое технологичное направление в их деятельности. Интерактивные возможности так вдохновили артистов Мариинского театра, что они, находясь в самоизоляции, исполнили шестую часть оркестровой сюиты Георгия Свидирова «Время, вперед!» в режиме видеоконференции. Авторы клипа задействовали в съемках предметы быта, своих детей, родственников и домашних животных. Жизнеутверждающая композиция олицетворила победу творческого духа над рутиной карантинного бытия.
Но не все так задорно в мировом масштабе. По данным ЮНЕСКО, во всем мире из-за пандемии были вынуждены закрыться на разное время около 90% музеев – более 85 тысяч. И каждый восьмой музей, считают эксперты, может оказаться неспособным возобновить деятельность после окончания пандемии. Прежде всего, окончательное закрытие грозит музеям в бедных странах, оказавшимся на грани полного разорения. Если и раньше новые технологии им были не по карману, то в самый разгул коронавируса им вовсе не до инноваций. В Африке, например, только 5% музеев смогли создать виртуальные экспозиции в период карантина.
Последний бунтарь
В марте умер на 78-м году жизни писатель и политик, создатель идеологии «национал-большевизма», лидер незарегистрированной партии «Другая Россия» Эдуард Лимонов.
Жизнь Лимонова – один сплошной эксперимент в творчестве, политике, личном. Ему требовалось постоянное обновление. Он начинал портным, жил в Париже и Нью-Йорке, был женат пять раз. В России собрал вокруг себя бунтарскую молодежь, создал Национал-большевистскую партию. Вел переписку с легендарным наемником и участником государственных переворотов Бобом Динаром, был обвинен в призывах к насильственному свержению власти, отсидел тюремный срок.
Лимонов написал несколько художественных, автобиографических и исследовательских книг. Первый же его роман «Это я, Эдичка» стал культовым. В числе самых ярких его произведений – «Дисциплинарный санаторий», «Священные монстры», «Книга мертвых», «Убийство часового», «У нас была великая эпоха».
Лимонова вели по жизни не только эпатаж и бунтарство. Он был честным художником и тонким лириком, искренне любил огромную страну, в которой родился.
Человек с портфелем
Со своими мыслями о стране и человеке обращался к людям и Михаил Жванецкий, скончавшийся на 87-м году жизни. Он был подлинно народным артистом, потому что его выступлений всегда ждали, его жадно слушали в огромных залах, брошенные им фразы сразу же становились крылатыми. Авторская телевизионная программа писателя-сатирика «Дежурный по стране» не сходила с экранов много лет.
Фото: Прокофьев Вячеслав/ТАСС
Антураж, в котором выступал Жванецкий, – это микрофон и старый портфель с текстами. Он стоял один на пустой сцене, и этого всегда было достаточно, чтобы приковать к себе внимание миллионов.
Михаил Жванецкий родился в Одессе в семье врачей, учился на инженера морского флота. В Одессе же познакомился с Аркадием Райкиным, которому понравились его сатирические миниатюры. Их стали исполнять Роман Карцев и Виктор Ильченко, а позднее и сам Жванецкий. Выступления сатирика имели колоссальный успех не просто потому, что он говорил остроумно и смешно. Люди узнавали в коротких сюжетах себя, видели подчеркнутое отражение своего времени. Жванецкий никогда не позволял себе пустого зубоскальства или ерничанья – говорил только по существу той жизни, которой жила страна.
Михаил Жванецкий работал столько, сколько хватало сил. Из-за пандемии ему пришлось сократить концертную деятельность, но он по-прежнему писал, публиковался в «Огоньке». Им созданы тысячи монологов и несколько книг. Он дважды получал звание народного артиста – в 1999-м на Украине и в 2012-м в России.
Партитуры в огне
24 сентября в Кишиневе от искры сварочного аппарата сгорела Национальная филармония Молдовы, которой в этом году исполняется 80 лет. Случившееся стало настоящей трагедией для культуры страны.
Пожар вспыхнул на крыше здания, построенного 100 лет назад, под натиском огня потолок из дерева и глины в главном зале филармонии не выдержал и рухнул. В помещении находились около 50 человек, всех эвакуировали, никто не пострадал.
Огонь бушевал на площади 3,5 тысячи квадратных метров. Пламя уничтожило большую часть здания, полностью сгорел главный концертный зал. Когда пожарные завершили свою работу, в филармонию вернулись музыканты – но уже только для того, чтобы разыскать под завалами и спасти уцелевшие партитуры, многие из которых сохранились в единственном экземпляре.
В филармонии хранилось более полутора тысяч партитур советских и зарубежных композиторов. Архив собирали с 1940-х годов. Безвозвратно утрачена пятая часть нотных собраний. Музыканты рассчитывают, что-то должны быть дубликаты партитур.
«К счастью, у Евгения Доги все оцифровано, и весь его архив, мы надеемся, сохранен», – сказала библиотекарь симфонического оркестра Национальной филармонии Ольга Гаис.
Позднее стало ясно, что здание восстановить невозможно, и его придется отстраивать заново.
Вся жизнь – служение
30 ноября в возрасте 98 лет умерла директор и президент Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Ирина Антонова, олицетворявшая собой идеал служения музейному делу. Тяжелую утрату понесло не только музейное сообщество, кончина Ирины Александровны стала ударом для всех, кому дорога отечественная культура.
В Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина она пришла, окончив МГУ, в победном 1945 году. Изучала эпоху Возрождения, в 1961-м стала директором музея, проработав в этой должности 52 года. В 2013-м заняла пост президента ГМИИ имени Пушкина.
На счету Ирины Антоновой более 100 публикаций. Она действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственной премии РФ, удостоена множества наград, а также званий кавалера ордена Почетного легиона и командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой».
Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил, что Ирина Александровна была символом музейного дела XX века.
«Она очень женственна, элегантна, интеллигентна, при этом она всегда была очень твердой, жесткой, знающей, что делает, практичной. Вместе это то, что важно для музея. Она умела строить жизнь и построила очень достойную жизнь», – сказал Пиотровский.
Ирина Антонова была ровесником великой эпохи созидания и борьбы за идеалы гуманизма и служила им до последних дней.
Подробнее в сюжете: Культура и искусство