В Казахстане в моду снова входят национальные украшения. Благодаря ювелирам древняя методика этого искусства дошла до наших дней практически без изменений. Корреспондент телеканала «МИР 24» Александра Салмина расскажет, как работают мастера и какие изделия предпочитают современные модницы.
Этот кусочек серебра в руках Жанболата Нурданбека скоро превратится в браслет. Сначала нужно «отпустить» металл, так он станет мягче, а затем уже можно придавать ему форму.
«Сейчас без вальцов не обойтись. Прокатываю металл, а в древности мастера справлялись с помощью молотка в таких случаях. Это сложнее», – говорит ювелир.
Зергер, по-казахски – «ювелир», может работать в разных техниках: чеканка, чернение, инкрустирование. Жанболат создает изящные украшения из серебра больше 10 лет. Ремесло требует и грубой силы, и аккуратности одновременно.
«Есть такая пословица: если в ауле есть хотя бы одна женщина, ювелир без работы не останется. Это было не просто украшением, но и оберегом», – отметила искусствовед Государственного музея искусств им. А. Кастеева Наталия Баженова.
Казахские девушки были увешаны серебром. И чем старше становилась красавица, тем больше у нее было украшений. У каждого изделия свое предназначение: одни рассказывали, есть ли у девушки жених, по другим можно было узнать историю рода и положение в обществе.
Считалось, что у женщины через руки уходит энергия, и чтобы ее сохранить, на запястья надевали вот такие браслеты – билезик. Ну а еще эти парные украшения говорили о том, что их обладательница замужем.
В волосах девушки живет душа, говорили казахи. От злых духов ее защищали шашбау. Эти украшения на косы декорировали камнями, монетами и колокольчиками. Считалось, что их звука боится нечисть.
- Парень узнавал свою девушку по звону ее шашбау – вот этих накосных украшений.
- У каждого свой звук был?
- Да, у каждого свой звук, в зависимости от походки. Ну и конечно осанка: ведь украшения, они тяжелые были.
Серебро убивает микробов и бактерии. Именно за эти свойства зергеры всегда предпочитали его золоту. К тому же оно было и остается доступнее, говорит ювелир Даулет Даркембайулы. Он продолжает дело отца – собирает предметы национального прикладного искусства. В семейном музее почти 2 с половиной тысячи экспонатов. Но украшения – на особом счету.
«Девушка, когда уходила из своего дома и приходила в дом жениха, она носила вот этот браслет с кольцами. Он имел такое символическое значение и через год. Родители невесты, девочки приходили к ней в гости. Если она носила вот это кольцо острием вперед, это означало, что у девушки все хорошо», – пояснил директор музея прикладного искусства им. Даркембая Шокпарулы Даулет Даркембайулы.
Традиции хранят и в наши дни. Сегодня сватам все так же дарят кудаги жузик – перстень, который символизирует соединение двух сердец.
Юные модницы вновь открыли для себяшекелик – височные украшения.Жанара Сагинбаева начала делать с ними дизайнерские тюбетейки. В основном, такие головные уборы выбирают яркие и творческие девушки.
«Им очень близка эта тема – то, что я обновляю казахский национальный головой убор и интерпретирую их в современном стиле. Многие даже пишут, что хотели бы, чтобы в дальнейшем наша линейка ювелирных изделий пополнилась, и мы уже перешли к стилизации национальных вещей», – рассказала дизайнер Жанара Сагинбаева.
Все эти серебряные украшения лишь малая часть сокровищницы национального ювелирного искусства. Всего специалисты насчитывают больше сотни видов изделий.
Украшения казахстанских зергеров становятся популярными и среди иностранцев. Заграничные ценители ювелирного искусства не скупятся, покупая оригинальные вещи. В среднем, они стоят от 7 до 120 долларов, но есть и более ценные экземпляры. Все зависит от веса изделия и мастерства ювелира.