Несколько месяцев запрещены массовые культурные мероприятия. Как пандемия спровоцировала переход концертной индустрии в онлайн, телеканалу «МИР 24» рассказал продюсер, музыкальный критик Борис Барабанов.
- Скандал с концертом Басты в Санкт-Петербурге показал, что возвращаться к обычной жизни еще рано. Онлайн-концерты – единственный выход для артистов?
Борис Барабанов: Не рано возвращаться. Рано возвращаться, когда не существует норм, когда просто все запрещено. Концерт Басты был проведен в рамках норм Роспотребнадзора. Он показал, что такие мероприятия проводить можно, люди хотят на них ходить, просто есть нормы, которые выполнить невозможно – это соблюдение масочно-перчаточного режима и социальной дистанции. В данном случае, я считаю, ответственность лежит на самих зрителях.
- Многие артисты пошли на сотрудничество с интернет-платформами. Некоторые такие мероприятия были бесплатными для пользователей. Как музыкантам монетизировать процесс?
Борис Барабанов: Были и платные мероприятия. Например, группа «Мумий Тролль» устраивала онлайн-ивент в виртуальной среде, и там были зоны, в которые можно было попасть за деньги и пообщаться с музыкантами. Формы платных выступлений тоже разрабатываются. Но в этом году были большие нереализованные рекламные бюджеты у разных компаний, эти бюджеты пошли на то, чтобы на разных платформах запустить серию бесплатных для зрителей концертов. А музыканты получали гонорары.
- Кто уйдет со сцены? Звезды старой закалки принципиально отказываются от концертов онлайн.
Борис Барабанов: Есть люди, которым тяжело. Есть те, кто приспосабливается, но принципиально никто не отказывается. Если будет найдена какая-то формула, интересная для всех, от денег никто не откажется. Леонид Агутин – он старой или новой закалки? Он играл корпоративы онлайн. Дело не в возрасте, а в том, чтобы придумать новый подход.
- Зарабатывать в интернете научились тиктокеры, они и запели. В ближайшее время появятся певцы из TikTok?
Борис Барабанов: Это просто певцы, но они пользуются этой платформой. Это просто поп-музыка, потом, может быть, появятся еще какие-то формы в этом жанре.
- Еще одно новшество пандемии – трансляции, когда зритель видит все, что происходит на сцене, но при этом не видит других зрителей. Такие технологии и дальше будут развиваться?
Борис Барабанов: Интересное направление – VR- технологии – за счет того, что можно не только сцену показать, можно нарисовать целый мир, как это сделала группа «Мумий Тролль», можно в этом мире поселить себя, своих музыкантов, коллег, и там создавать новое концертное пространство. В этом есть определенная перспектива.
- Вы говорили, что большой шанс, что артисты станут участниками видеоигр и будут давать концерты внутри них. Как это может выглядеть?
Борис Барабанов: Музыканты уже дают концерты внутри игр, уже есть опыт Трэвиса Скотта, который играл внутри игры Fortnite, было выступление Pussy Riot в Minecraft в этом году. Выступление Трэвиса Скотта смотрели 12 или 14 млн человек. Я не могу сказать, что мне это понравилось, потому что, по сути, это все равно был аватар, а не сам артист, но, я думаю, что это тоже перспективное направление.
- Билеты на концерт на виртуальной сцене должны быть дороже обычных?
Борис Барабанов: Нет, не должны. Это зависит от технической ситуации. Можно придумать очень дорогое виртуальное шоу.
Подробнее в сюжете: Гости эфира