Энергия земли и неба в одной галерее. Алматинский художник Санжар Жубанов представил картины в виде звездных полотен и петроглифов на камнях, рассказывает корреспондент телеканала «МИР 24» Александра Салмина.
«Это сцена охоты барсов на семью таутеке. Этот знаменитый петроглиф выбит в реальности на огромном валуне, а я сделал мини-реконструкцию», – пояснил художник.
Гуннские колесницы из Монголии, оленные камни из Южной Сибири. При воссоздании памятников истории Санжар Жубанов повторяет технику предков. Камень, скарпель, усердие... И на твердой поверхности оживают старинные сюжеты.
«О, здорово! Я видел в Италии один и тот же петроглиф. Люди в одно и то же время на расстоянии 6 тысяч километров рисовали на скалах одно и то же», – отметил посетитель выставки Доменико Сермази.
Создает художник и собственные петроглифы. Для них подбирает камни определенной формы и возраста. Вековые экземпляры насыщены солнцем, которое помогает сделать рисунок ярким и объемным. Картины Санжар заряжает энергией звездного неба. В сплетении ночных светил можно увидеть и бегущих коней, и айтматовскую мать-олениху, и шанырак.
«Я называю это звездная графика. Все работы нарисованы мелкими-мелкими точками – линий нет. Я к точке отношусь, как к началу: если в пространстве поставить точку и из нее вытянуть вектор, то начинаются время и энергия, организуется пространство», – пояснил художник Санжар Жубанов.
Работа кропотливая и долгая. На один холст уходит не меньше месяца, иногда больше. К примеру, одно полотно художник начал в праздник весеннего равноденствия, а закончил в день осеннего.
- Это холст, гуашь, гелиевая ручка, капельки акрила и сверху лак.
В такой технике сейчас почти никто не работает. Поэтому картины художника зрителям интересны особенно. Правда, познакомиться с историей кочевников можно только по записи или по приглашению.
Сегодня вся выставка только для съемочной группы «МИР 24» и Доменико. Прийти большой компанией не получится – максимум пять человек. Нужно соблюдать дистанцию. Но такой камерный формат нравится гостям даже больше. Говорят, это как путешествовать с личным гидом. Маски их тоже не смущают. Здесь карантинной романтикой прониклись даже Сократ и Венера Милосская.
Наскальные рисунки и петроглифы часто встречаются в Алматинской области. Самые популярные для посещения места – урочище Тамгалы-Тас. По оценке специалистов, многим из этих изображений больше трех тысяч лет.
В прошлом году Санжар Жубанов побывал на одной из самых крупных ярмарок современного искусства в Париже. Коллекционеров и экспертов поразила аутентичность и оригинальность работ алматинского художника.
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»