«Я успела только взять ребенка на руки, в двух распошонках, и все, я потеряла сознание... Очнулась уже от плача ребенка», – рассказывает Эмма Акопян.
История Эммы Акопян потрясла весь мир в далеком 1988 году. Об этой армянской женщине и ее дочке – Мариам – писали известные европейские издания. Оставшись под завали своего дома, 25-летняя мать порезала палец и стала кормить ребенка собственной кровью. Семь суток, шесть часов и пять минут они провели под завалами своего здания.
«Я как-то прочитала статью о том, что на необитаемом острове люди питались кровью лошади. В тот момент, под завалами у меня не было времени раздумывать, правильно я поступаю или нет, и не было иного выхода. Мы умирали и я должна была спасти своего ребенка любым способом», – рассказывает Эмма.
Эмму и ее дочь накрыла панель здания, ноги женщины были зажаты между рухнувшими стенами, она не могла пошевелиться. Плач ребенка становился не просто надрывным, пятимесячная девочка охрипла и обессилела от голода. Эмма нащупала стекло, надрезала палец и положила его в ротик ребенка. От живительной влаги малышка быстро успокоилась и заснула.
Через семь дней заточения их учуяла собака французского спасателя. Эмма услышала человеческий голос и начала кричать. Их спасли и отправили на самолете в Ереван, где матери и дочери пришлось пройти долгое лечение и реабилитацию.
Вскоре о женщине, спасшей свое дитя собственной кровью, узнал весь мир. В эти трагические дни известная армянская поэтесса Сильва Капутикян назвала в своей поэме Эмму Акопян Мадонной Армении. В 1990 году Эмма была приглашена во Францию президентом Миттераном, ей аплодировал стоя парламент Франции. А три города этой страны наградили ее медалями. Так же поступили и два города Греции. Там ей воздвигли памятник. Совет стран СНГ вручил Эмме Акопян награду «Символ матери мира», а международная организация «Красный крест» удостоила ее специальной награды.
7 декабря 1988 года в 11.41 началось одно из самых разрушительных землетрясений ХХ века. За 30 секунд город Спитак, а вместе с ним и 26 сел были практически стерты с лица земли. Разрушены города Гюмри, Ванадзор и Степанаван. Землетрясение в Армении охватило около 40 % территории страны, оставив без крова больше полумиллиона человек. Под завалами погибли 25 тысяч человек, 140 тысяч стали инвалидами, полмиллиона – лишились крова. На помощь жителям Армении приехали сотни добровольцев со всего Союза. На месте катастрофы работали врачи и спасатели из Франции, Швейцарии, Израиля, Великобритании, Германии, США. Своей службы спасения в СССР не было. Именно после Спитакского землетрясения власти задумались о создании специального ведомства по ликвидации катастроф. Спитакское землетрясение стало последним, что объединило всех жителей Советского Союза.
Фото: википедия / LoMit
Сразу после землетрясения в район бедствия только самолетами Министерства гражданской авиации было выполнено 220 рейсов, из них почти 800 – грузовых. Сотни рейсов совершили военные летчики, иностранные – 300. В Армению было доставлено 16,5 тысяч спасателей, медиков, строителей, механизаторов. Примерно столько же раненых и эвакуированных было вывезено из разрушенных городов и сел. Благодаря помощи с воздуха Армения получила 15 тысяч тонн различных грузов.
Строители союзных республик отстроили целые города и села. Завершить работу не успели, Советский Союзу рухнул и Армении пришлось самой заканчивать начатое дело. Строительство затянулось на десятилетия. Зато сегодня в этих местах ничто не напоминает о землетрясении. Зона бедствия превратилась в Зону восстановления.
Цавт танем – всего два слова, но в них глубочайший смысл. Это и пожелание здоровья, удач, счастья. Цавт танем – «унесу твою боль, развею печаль, приму ее на себя». Эти два слова адресовывались всем тем, кто в те тяжелые дни помогал Армении. От благодарных армян их слышали и спасатели, и строители, и солдаты, и медики, и музыканты, и деятели культуры, которые все средства от своих концертов и представлений перечисляли в фонды помощи пострадавшим регионам.
Одними из первых тогда приехали «Виртуозы Москвы». Тогда во время концерта в Гюмри и Спитаке ощущались подземные толчки. После этого было множество благотворительных концертов по всему свету. Все средства шли на помощь пострадавшим.
«Самый памятный подарок для меня был коврик, на котором был изображен клоун, вытканный девочкой, которая погибла во время землетрясения. Этот подарок у меня до сих пор хранится, причем рядом с другим подарком. Когда мы приехали на 10-летие, мне подарили другой коврик, ребенком, который родился в день землетрясения», – рассказывает Владимир Спиваков.