Медики обратили внимание на то, что COVID-19 не всегда сопровождается высокой температурой. Иногда она держится в пределах 35 градусов. Чем опасна низкая температура тела при коронавирусе, телеканалу «МИР 24» рассказал врач-иммунолог, доктор медицинских наук Владислав Жемчугов.
- Почему для врачей низкая температура – тревожный знак?
Владислав Жемчугов: Мы заметили это несколько недель назад, увидели, что у пациентов, у которых отмечается низкая температура в начале заболевания (ниже 36), очень тяжелый прогноз, они болеют тяжелее, с осложнениями, очень трудно выходят. Температура зависит от силы организма, от его потенциала, но определяется это еще очень часто состоянием гормональной системы, в первую очередь, щитовидной железы, половых гормонов и надпочечников. Если температура понижена, это значит, что организм не справляется с токсинами и с ответом на инфекцию. Этим пациентам требуется индивидуальный подход, нужно применение специальных препаратов, которые повышают резистентность.
У них еще может быть пониженное давление. Даже если всегда была гипертоническая болезнь, нужно откорректировать еще гипотензивной терапией.
- Возможна ситуация, в которой пониженная температура будет указывать на течение болезни в легкой форме?
Владислав Жемчугов: Нет, болезнь в легкой форме – это температура обычная. В разных местах температура разная. Прежде чем поднимать тревогу, нужно применить только ртутный термометр – он самый точный, в отличие от всех остальных – бесконтактных, электронных. Три раза измеренная температура по пять минут – не менее – это основание, чтобы принимать меры в сочетании с клиникой. Если человек бледный, с синюшными губами, еще это сопровождается пониженным давлением, то это очень тревожный симптом.
- Без лабораторных исследований можно понять, о чем говорит пониженная температура?
Владислав Жемчугов: Нужно сделать все с анализами, особенно если нет признаков инфекции. Человек попадает к доктору не в первый день болезни. Если доктор видит, что в обычное время пониженная температура, это основание для поиска этих заболеваний желез внутренней секреции, возможно, онкологии, других тяжелых состояний, в первую очередь, сердечно-сосудистой и гормональной системы. Если у человека накануне падения температуры была высокая, то это – самые тревожные признаки, которые требуют перевода в реанимацию.
- Американские ученые заметили, что у пациентов с пониженной температурой тела при коронавирусе высокая летальность – 44%. Почему так происходит?
Владислав Жемчугов: В условиях большого количества обращений система первичной сортировки не справляется с дифференциацией, и часто, если нет высокой температуры, на людей не обращают внимания, говорят прийти через неделю.
Вторая причина – если мы при первичном обращении видим температуру ниже 36, мы начинаем этому пациенту оказывать усиленное внимание, потому что знаем, что у него тяжелый прогноз, нужно срочно начинать все мероприятия, которые помогут организму справиться с интоксикацией.
- Можно спасти пациента, у которого иммунная система настолько ослаблена, что даже не пытается бороться с вирусом, поднимая температуру?
Владислав Жемчугов: Спасти таких пациентов возможно, если знать об этом. В наших условиях обращают внимание на мнения зарубежных врачей, поэтому большое спасибо американским коллегам, что они заметили это и выпустили в оборот эту информацию. Она очень важная, я уверен, что поможет спасти много людей.
- При других инфекционных заболеваниях подобная картина тоже наблюдается?
Владислав Жемчугов: Подобная картина наблюдается при менингококковой инфекции, когда этот микроб вызывает у ослабленных людей тяжелое поражение надпочечников. Они, пытаясь выделить как можно больше гормона для борьбы со стрессовой инфекцией, часто гибнут, наблюдается некроз, фактически это менингококковый сепсис. Такая картина – падение давления, кровоизлияние, пониженная температура – часто сопровождает.
Второй симптом бывает, когда появились антибиотики, микроб очень чувствителен к ним, начинает массово гибнуть, и это выглядит как интоксикация обломками погибших микробов. Такая же картина – пониженное давление, температура, редкий пульс – фактически предкома. В более обычном состоянии говорят, что это отравление, хотя правильно говорить, что это пищевая интоксикация. Когда человек съедает микробы, они перевариваются в желудке, всасываются их токсины в кровь, появляется такая картина – наряду с рвотой и поносом падает давление, пульс, температура.
- Возраст имеет значение?
Владислав Жемчугов: Зависит от предшествующего анамнеза, что с человеком было до того, какое лечение он получал, чем болеет. Если есть отягчающие факторы, в том числе возраст или повышенный вес, это все – способствующие факторы.
- Если человек заметил у себя симптомы ОРВИ, температура у него ниже 36, нужно ли звонить в скорую?
Владислав Жемчугов: Это нереальная ситуация. Если это ОРВИ, не начинается падение температуры. Фазы болезни таковы, что пониженная температура после повышенной бывает, организм начинает бороться, это может быть предвестником цитокинового взрыва, то есть собственные регуляторные молекулы не влияют положительно, а усугубляют течение болезни. С ОРВИ я ни разу не видел в практике, чтобы начало было с пониженной температуры.
- Что делать, если при вызове врача пониженную температуру игнорируют?
Владислав Жемчугов: Искать другого доктора, который услышит эту информацию.
Подробнее в сюжете: Гости эфира