Сразу три региона России сегодня отмечают юбилей. 90 лет назад в составе РСФСР образовали Чукотский, Ямальский округа и Остякско-Вогульский, его позже переименовали в Ханты-Мансийский. Коренные жители научились здесь совмещать традиции и современные технологии: снимают фильмы и ведут блоги о своей жизни. Подробности узнавала корреспондент «МИР 24» Анна Бажайкина.
В ряды блогеров парни ворвались стремительно. С первых же роликов сотни тысяч просмотров без интриг и хайпа. Просто то, что для ханта привычный быт, для других экзотика. Заводила – Владимир. Увидел ролик про местную рыбалку, решил: могу снять лучше. Уже через неделю стоял на кассе со своей первой видеокамерой.
«Сперва я снимал и не разговаривал, а потом мне пришлось разговаривать на камеру, дружить с камерой. Потому что это необходимо, если ты собираешься вести большой канал», – рассказал блогер Владимир Айвас.
«Есть сакральные моменты, которые нельзя показывать. Всегда советы дают: о чем подробнее рассказать. Даже сейчас мы сидим на шкуре и делаем ножички, а за окном минус 30», – добавил Владимир Айвас.
В суровых условиях спасают витамины из диких ягод, жирная рыба и оленина. Этими дарами севера делились и 75 лет назад. Уже в мирное время в соседнем Ямало-Ненецком округе от голода спасали геологоразведчиков. Однажды в разгар поиска месторождений целая бригада осталась без продуктов на неделю. На помощь пришли оленеводы. Привезли две туши оленей. Повторись такое сегодня, голодными бы тоже не остались. Такие традиции.
«Мы живем в суровых условиях. Если человек пришел в чум, то его надо напоить, обогреть, спать уложить. Если человек едет в следующее стойбище, ему надо дать оленей, потому что его олени устали», – сказал Сергей Худи.
Сергей ненец. Вместе с режиссером, операторами они сняли целую серию фильмов «Великий кочевник Няду». Ненцы идут туда, где у оленей будет мох. Главная задача кочевника – охранять поголовье оленей. Иногда он проводит в стаде по несколько суток без сна, но и блага цивилизации в их жизнь уже плотно вошли.
Для ненецких женщин хранить очаг – не просто фигура речи. Это действительно их обязанность – встать раньше всех, дрова наколоть, огонь разжечь, нагреть воды, приготовить обед. Чаще всего это рыба и оленина, но меню разнообразное. Особенно на Новый год.
«Кто-то из сестер говорит: с меня оливье, с тебя вот это. У нас есть традиция: когда гости приезжают, мы забиваем оленя, чтобы женщины приготовили свои традиционные блюда из мяса. Очень вкусные, изумительные колбаски», – добавил Сергей Худи.
Ненцы, которые перебрались в города и живут в квартирах, на новогодних праздниках все равно на несколько дней идут в чум встречаться с родственниками, чтобы вернуться к корням своего кочевого народа.
Подробнее в сюжете: История