Владельцев гироскутеров и моноколес смогут штрафовать. Минтранс РФ подготовил поправки к правилам дорожного движения, вводящие термин «средство индивидуальной мобильности». К ним относят самокаты, гироскутеры, моноколеса, самокаты, скейтборды, роликовые коньки. Насколько важны эти поправки и как будут штрафовать владельцев этих средств передвижения, телеканалу «МИР 24» рассказал директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников.
- Насколько актуальны эти поправки?
Вадим Мельников: Это назрело, потому что вокруг образовалась такая реальность, которая активно входит в нашу жизнь. Если недавно это было средством развлечения, то в этом году это стало средством заработка, работы для большого количества людей, которые занимаются доставкой различных грузов. Сейчас появляется новая категория участников движения, которую нужно своевременно описать, задать правила взаимодействия и сформировать инфраструктуру для того, чтобы все это делалось планомерно.
- Есть предложение ограничить скорость таких устройств 20-ю километрами в час. Это устроит их владельцев?
Вадим Мельников: С одной стороны, есть категория людей, которые покупают средства мобильности, чтобы быть более мобильными, добираться из точки А в точку Б, делать это удобно. Им хочется иметь определенную максимальную скорость, чтобы передвигаться быстрее.
С другой стороны, о том, как безопасно и правильно передвигаться, этим людям никто не рассказал, не говорил и не до конца понимает. Есть исследования ВОЗ о том, что на скорости до 60 км/ч при столкновении с пешеходом есть вероятность, что не будет летального исхода. Этим обусловлена скорость. Какие последствия, какими должны быть ограничения, которые не принесут вреда самому управляющему СИМом, так и человеку, управляющему машиной или устройством, с которым он столкнется, – в этом вопрос.
Если мы говорим о том, что пользоваться СИМами могут все вплоть до ребенка, то, я подозреваю, что если у этого транспорта заклинят тормоза, сядет батарейка, на такой скорости человек будет лететь лицом вперед без шлема, и это может привести к трагичным последствиям. Именно поэтому важна комплексная история, связанная с изучением действия этих СИМов с точки зрения физиологии, и оформлением правил игры, по которым все должны будут передвигаться. Сейчас нарастает конфликтная ситуация, связанная с тем, что пешеходы испытывают существенный уровень негатива, потому что в парках и на пешеходных дорожках появляются быстро передвигающиеся велосипедисты, те, кто управляют моноколесами и так далее.
Допустим, через 15 – 20 лет на дорогах появятся летательные аппараты, и их придется описывать, потому что они будут двигаться по своим правилам. Сейчас есть замечательная возможность на этой категории попытаться задать условия, в которых должна развиваться эта категория участников движения.
Три – четыре года назад самокат был безумной роскошью, которая была доступна далеко не всем. Сегодня его можно купить в любом интернет-магазине за небольшие деньги. Даже если появляются регулирующие вещи, встает вопрос, как их выполнять, потому что камеры бесполезны, потому что номера нет, экипажей тоже не очень много. Если представить, что начнется патрулирование, но пока этого нет.
- Сейчас владельцы этих средств приравниваются к пешеходам, хотя по факту это владельцы транспортных средств.
Вадим Мельников: Да, вроде ты на самокате стал водителем средства индивидуальной мобильности, а спрыгнул с него – уже пешеход. При этом ты находишься на тротуаре. То, что сейчас делается, – это попытка латать дырку, когда мы летим в какую-то пропасть, когда категория станет безумно распространена, не дай бог, начнется массовая волна столкновений, надо будет разбираться, вносить ответственность, а мы будем не готовы.
Представьте, что станет еще больше самокатов, велосипедов на дорогах. Происходит столкновение владельцев двух самокатов с последствиями – ДТП. У обоих, допустим, не подлежит восстановлению самокат. Экономический ущерб, кто-то что-то сломал – возникает пространство для страхования ответственности. Если его не будет, учитывая, что моноколесо может быть, например, разных моделей, и ребенок, который столкнулся с такого рода владельцем колеса, по сути, несет ответственность за повреждение дорогостоящего изделия. Что с этим делать?
- Максимальное наказание – штраф 1500 рублей. А если все поменяется, что дальше?
Вадим Мельников: Ровно об этом я и беспокоюсь. Я описал ситуацию, которая была характерна для развития автомобильной индустрии в России 20 – 25 лет назад, когда люди с битами решали вопросы. Если мы сейчас не приложим усилия по созданию не только описания категорий, но и всех элементов, связанных с участием в движении, инфраструктурные вещи, разметку, скоростные ограничения…
- Это как раз в поправках предлагается.
Вадим Мельников: Я про то, что они должны активно появляться на дорогах, должны появляться, возможно, станции зарядок, места отдыха для тех, кто участвует в таком движении. Все это пока кажется излишеством, но если это будет активно развиваться, потребуются места для тех же велосипедных парковок, подзарядные станции для электротранспорта. Этого по факту ни в поправках, ни в проектировании нет.
Например, приедут 30 человек на велосипедах в кафе. Им где велосипеды оставить? Начнется борьба за парковочное место. Этой индустрии требуется комплексное описание и системное решение, чтобы спроектировать эту категорию участников дорожного движения. А пока это немножко тактическое, а не стратегическое решение.
Подробнее в сюжете: Гости эфира