Президент России Владимир Путин во время ежегодной пресс-конференции ответил на вопрос телеканала «МИР 24» о ситуации в СНГ.
Надежда Сережкина: Владимир Владимирович, в 2021 году Содружество Независимых Государств отмечает 30 лет. Есть ощущение, что в канун этого юбилея СНГ переживает «кризис среднего возраста»: это и отставка президента и правительства в Кыргызстане, и беспорядки, которые происходят после выборов президента Беларуси, и заявления избранного президента Молдовы Майи Санду о необходимости вывести российских миротворцев из Приднестровья. На этом фоне у меня такой вопрос: Владимир Владимирович, нет ли у Вас опасения, что Россия может потерять кого-то из своих союзников в Содружестве?
Владимир Путин: Вы сказали, Надя, про кризис среднего возраста и привели некоторые примеры, например, Киргизию. Ну а что, там новое что-то? Там постоянно эта чехарда происходит, постоянное забегание вперед с целью наладить внутриполитическую жизнь по определенным лекалам некоторых западных стран. Уровень политического сознания, уровень развития институтов не такой, как, скажем, во Франции. Вот во Франции политическая система – либо парламентская система в Федеративной Республике Германии – складывалась десятилетиями, если не столетиями. Парламентская форма правления точно складывалась столетиями. Политические партии традиционно со своей понятной устойчивой политической платформой, понятные гражданам, избирателю. Она существует. В странах постсоветского пространства где это все? Это результат не сегодняшнего дня. Это результат – я бы так сказал, ведь надо же относиться с уважением ко всем партнерам – результат поиска своего пути. Поэтому это не то, что мы подошли к какому-то рубежу. Нет.
Майя Санду, которая избрана – и я желаю ей всего самого доброго, желаю успехов – ничего нового она как представитель определенной политической силы не сказала. Мы давно слышим от представителей западных стран, что нам нужно вывести наш миротворческий контингент. Майя Санду является президентом Молдовы и в то же время она является гражданкой Румынии. Но мы услышали представителей западных стран о том, что необходимо вывести контингент. В целом мы за то, чтобы вывести – как только созреет соответствующая обстановка, как только будет налажен нормальный диалог между Приднестровьем и остальной частью Молдовы, как только все пойдут по пути мира, примирения ситуации. Мы за это, и мы с бывшим президентом Ворониным были уже близки к этому. Но в последний момент представители западных стран на него нажали, он отказался, отошел от прежних договоренностей. И решение приднестровского вопроса было отложено на неопределенный срок. Зачем, почему? Непонятно. Я потом спрашивал своих коллег из Евросоюза, зачем вы это сделали. Ну вот так получилось. Сейчас не будем вдаваться в подробности этого. Рано или поздно эта проблема должна быть решена.
Белоруссия. Я уже много раз высказывался на этот счет. Исхожу из того, что нужно дать белорусскому народу возможность внутри страны разобраться со своими вопросами, решить их в спокойном режиме. Президент Лукашенко высказывался на этот счет неоднократно. И я с ним согласен, что это надо делать в спокойной, ритмичной обстановке. Он инициировал изменения в Конституцию. Посмотрим, как это будет происходить. Здесь хотелось добиться только одного – я уже тоже это упомянул – [чтобы все происходило] без вмешательства извне. К сожалению, это вмешательство имеет место быть: это информационная, политическая, финансовая поддержка оппозиции из-за границы. Из-за границы ничего хорошего никогда не получаете.
Знаете, я через маску вижу, что вы улыбаетесь, но это имеет принципиальное значение. Вы знаете, в чем заключается это значение? В том, что как бы тяжело, трудно и даже долго это не происходило, это должно созреть внутри общества. Все, что вброшено извне, работает не как успокоитель ситуации, а как взрывное устройство, как граната. Не помогает никогда. Надо просто набраться терпения и подождать. Помогать политическим силам не конфликтовать друг с другом, а настроить их на позитивный диалог, направленный на защиту интересов граждан.
У нас скоро будет мероприятие в рамках СНГ, я думаю, оно будет своевременным, полезным. В завершение года мы это делаем. С коллегами пообсуждаем, какие задачи мы должны решить в первоочередном порядке.
Подробнее в сюжете: Ежегодная пресс-конференция Владимира Путина