Людвиг ван Бетховен одним из первых композиторов начал использовать метроном. Но, как оказалось, он неправильно интерпретировал его показания, и поэтому в рукописи симфоний вкрались ошибки, сообщает PLOS ONE.
Начиная с 1815 года, Бетховен указывал вместе с нотами цифры, указывающие на ритм. Но исполнять произведения в соответствии с его указаниями очень сложно, так как темп получается чрезмерно быстрым.
Многие музыканты полагали, что Бетховен изначально задумывал такой «бешеный» ритм, и точно следовали указанным параметрам. Но ученые из Университета Карлоса III (Испания) смогли раскрыть тайну.
Они максимально точно воссоздали по фотографиям и схемам оригинальный метроном, которым пользовался Бетховен. Кроме того, они проанализировали работу современного метронома.
В рамках эксперимента ученые загрузили в компьютер 169 часов музыки: 36 симфоний Бетховена в интерпретациях 36 дирижеров, с различными вариантами темпа. Оказалось, что даже те оркестры, которые стремились следовать «оригинальному» темпу, невольно замедлялись.
Авторы также обратили внимание на пометку в рукописи Бетховена. В одном месте он указал «108 или 120». Очевидно, цифры касались не темпа произведения (разница слишком велика, чтобы сомневаться), а места, где следовало считывать показания метронома.
Ученые пришли к выводу, что Бетховен был не слишком хорошо знаком с принципами работы метронома и считал показания на шкале под грузом, а не над ним. Следовательно, сделанные им пометки следует интерпретировать совсем иначе.
Ранее ученые провели исследование и пришли к выводу, что Бетховен вряд ли был абсолютно глухим. Согласно новым данным, композитор все же сохранил способность частично слышать левым ухом.
Подробнее в сюжете: Мир науки