Из-за пандемии онкобольные в Кыргызстане не могут вовремя получить необходимые препараты и вылететь на лечение за рубеж. Они вынуждены откладывать терапию или вовсе от нее отказаться. Корреспондент «МИР 24» Аида Аматбекова рассказала подробнее о ситуации.
Подбадривать племянника Алтын Рысбекова так и не научилась. Выдают слезы. Два года назад у Бектура Сыдыгалиева обнаружили лейкоз. Болезнь выявили неожиданно и слишком поздно. Большие планы рухнули. Бек профессионально занимался плаванием, мечтал об олимпийской медали. Сейчас он просто хочет выжить.
В начале года после нескольких процедур химии болезнь Бека отступила, началась ремиссия – раковые клетки прекратили расти. Но ввели карантин, в больницах амбулаторное лечение прекратили. Из-за закрытых границ стали задерживать и препараты. Бек вовремя не получал терапию. Сейчас болезнь прогрессирует.
«Какие-то три лекарства должны поступить по тендеру и одно лекарство мы должны приобретать сами. Деньги мы собрали. Потом выяснилось, что тендер то ли задержался, то ли не прошел из-за того, что границы закрыты. И лекарства не пришли. А мы не получили последнюю химиотерапию», – рассказала жительница Бишкека Алтын Рысбекова.
В Кыргызстане более 27 тысяч человек с онкологией. Из-за карантина не все вовремя получали жизненно необходимые препараты. Часть медикаментов выдают в онкоцентре за счет бюджета. Тендеры на закупки лекарств провели, но из-за границ, которые закрыты, поставщики не смогли их привезти.
«4 декабря нами был заключен договор, срок поставки 60 дней. Мы сейчас переписываемся, фирмы обещают доставить вовремя, но сказать точно я не могу», – сообщил руководитель Национального центра онкологии и гематологии Эрнис Тилеков.
Пандемия повлияла и на лечение пациентов с хроническими заболеваниями – гепатитом, диабетом и другими. Многие не могли вовремя получить плановое лечение, выехать на операцию. Вдобавок в июле все импортные медикаменты подорожали на треть. В Минздраве отвечают: форс-мажор, боролись с коронавирусом.
«Консультация и обслуживание шли только по телефону. Мобильные бригады, телефоны доверия работали», – рассказала член общественного совета Министерства здравоохранения Кыргызской Республики Бактыгуль Жумакулова.
Но рак и другие хронические заболевания не вылечишь одним звонком. Нужны препараты и жесткое лечение. В Кыргызстане в период карантина скончались 10 пациентов, которым не смогли вовремя провести гемодиализ. По онкологии официальной статистики еще нет. Поэтому Бек просто отказался от медикаментов и перешел на здоровый образ жизни.
«Что я, что моя мама. Мы просто занимались спортом. Мы выходили на пробежку, занимались дома и все. А что еще делать?» – спрашивает житель Бишкека Бек Сыдыгалиев.
Подробнее в сюжете: Медицина и психология