Не первый год в России наблюдается повышение спроса на советские елочные игрушки. Исследование, посвященное этому сегменту рынка, опубликовал сервис «Авито». Так, в 2020 году пользователи в Москве выложили на продажу на 25% больше игрушек, чем в прошлом. Средняя цена за одну штуку – 500 рублей, хотя бывают единичные случаи, когда ценная коллекционная советская игрушка продается за полмиллиона и даже миллион рублей. Корреспондент «МИР 24» поговорил со специалистом в области елочных игрушек, коллекционером и художником-реставратором Сергеем Романовым о том, почему россияне по-прежнему украшают елки советскими игрушками.
Как вы думаете, почему спрос на советские елочные игрушки растет, хотя с помощью интернета купить сегодня можно что угодно?
– В последнее время, наверное, интерес стал появляться у публики больше в связи с тем, что люди испытывают ностальгию по своему детству. Это прежде всего. Кроме того, стали появляться книги по елочным игрушкам как виду собирательства. Для некоторых людей это некое вложение капитала, хотя это очень спорный момент по той причине, что это будет очень сложно реализовать. Если вкладываться в коллекцию по максимуму, собирать самые дорогие предметы, то потом их просто будет достаточно сложно продать.
Изначально многие люди имели какие-то семейные, домашние игрушки, что-то было утрачено при переездах, потом менялась мода – повыбрасывали старые, купили все яркое китайское. Елка в едином стиле: либо колокольчики, либо шары одного цвета, все подвязано какими-то бантами – это соответствует современным тенденциям, но это абсолютно безлико. Это американская, не совсем близкая нам традиция. Теперь, наверное, благодаря тому, что стали говорить и писать о том, что старая елочная игрушка – милая, теплая, душевная, очень многие люди хотят повторить то, что у них было, и они утратили.
Качество современных игрушек, выпускаемых российскими фабриками, сопоставимо с советским?
– Сейчас нет такого многообразия, если рассматривать то, что выпускают фабрики в Клинском районе. Клавдиевская фабрика на Украине тоже что-то поставляла на рынок. Все остальное уже фактически либо китайское, либо авторское. Хороших эксклюзивных вещей единицы, поэтому люди часто довольствуются китайской продукцией, но если сравнивать, то, наверное, лучше купить старое советское. Оно и качественнее, и роднее.
Во-первых, другое стекло. Технологические моменты другие. Многие вообще уходят от стекла, очень много появилось имитации пластика под стекло. Да, они не так бьются, более безопасны для ребенка, но с ребенком нужно общаться, ему нужно объяснять, что если он ее разобьет, то может порезаться и игрушки не будет больше – поэтому нужно относиться бережно. Мы же выросли на этих стеклянных игрушках и живы до сих пор.
В Европе так же, или там по-прежнему выпускают игрушки по старинным технологиям?
– Европейцы чем от нас отличаются – они хранят свои традиции. Например, существует производство в той же Лауше (Считается, что в Лауше впервые были сделаны стеклянные елочные шары. До 1920-х годов город был мировым центром производства стеклянных елочных украшений – прим. ред.), где эти игрушки делают чуть ли не со второй половины XIX века. Они сохраняют формы, технологии, делают те же самые игрушки, которые были в 30-е, 40-е, 50-е годы, в начале ХХ века. Это такие реплики, ремейки для тех людей, которые хотят купить новое, но в антикварном стиле. Там елки испокон веков украшают именно в этом, можно сказать, бюргерском стиле, у них это уже в крови. И они по-прежнему делают игрушки из тонкого хрупкого стекла. В последнее время с падением рубля поставок в Россию поубавилось. Да, оно не дешево, но качественно и очень красиво.
А почему тогда наши крупные фабрики не восстанавливают свои же старые технологии?
– Я в свое время общался с директором ОАО «Елочка» Волковой Ольгой Павловной. Я попытался донести до нее информацию, но, к сожалению, она говорит: люди не воспринимают такие игрушки, потому что они скудненькие, бедненькие. Люди хотят аляпистости. Людям, к сожалению, испортили вкус. Есть такое, потому что вкус вообще нужно воспитывать. А во времена кооперации, перестройки, постсоветского периода начали хотеть «дорого-богато», перенасыщенно.
У нас многое развалили, поэтому, наверное, и происходит это обращение в ретро, – потому что оно хорошее. Сейчас очень многие современные художники опять обращаются к ретро-стилю, работают в винтажном, антикварном стиле, сохраняя технологии. Возобновлять производство нужно, страна не может остаться с одной фабрикой, которая находится в Клинском районе, это неправильно. Фабрик по Советскому Союзу и даже по России было огромное количество. И в Красноярске делали игрушки, и в Подмосковье, в Анциферово по Казанской железной дороге, в Осташкове в Тверской области тоже были фабрики. Был московский Завод стеклянных елочных украшений и оптических изделий. Много было местных фабрик, которые делали елочные украшения.