12 января великому маэстро Раймонду Паулсу – советскому и латвийскому композитору, дирижеру, пианисту и продюсеру – исполняется 85 лет.
В 80-е и 90-е годы написанные им хиты в исполнении Аллы Пугачевой, Лаймы Вайкуле, Валерия Леонтьева, Ларисы Долиной и других звезд эстрады звучали буквально отовсюду. Жители огромного СССР всегда видели его за роялем: без маэстро не проходил ни один новогодний «Огонек», ни один концерт всесоюзного масштаба, который показывали по центральному телевидению. Всегда собранный, загадочный и чуть отстраненный, словно не замечающий оваций маэстро из Риги почти сразу оказывался за роялем и целиком погружался в музыку, блестяще импровизируя в джазовом стиле.
Рояль был инструментом всей его жизни. Хотя могло сложиться и иначе. Ведь сперва родители отдали его учиться игре на скрипке. Как рассказывал сам маэстро, его отец, самодеятельный музыкант, игравший в ансамбле на ударных инструментах, прочел книгу о великом Паганини и настолько вдохновился ею, что купил трехлетнему сыну скрипку и устроил его в детский сад при Рижском музыкальном институте.
Надо сказать, что родители Паулса были людьми творческими, но совсем в ином ключе. Отец работал стеклодувом, а мать вышивала жемчугом. Тем не менее на сына они возлагали надежды, как на будущего скрипача-виртуоза. Правда, до скрипки дело так и не дошло: первая учительница сказала, что обучение музыке правильнее начинать с пианино. А скоро обучение и вовсе пришлось прервать, поскольку началась Вторая мировая война и отец отправил жену и сына подальше от города, в село к родственникам. Там маленький Раймонд пошел в школу. И только после войны 10-летний мальчик снова стал учиться музыке. Теперь уже – в Рижской музыкальной школе при Латвийской консерватории по классу фортепиано.
Раймонд Паулс вспоминал эти годы, как очень трудные. В своих интервью он рассказывал: «В 40-е годы я видел этот кошмар. По улицам Риги гнали людей с пришитой желтой звездой. Я видел, как выглядели русские пленные. Я знаю, что брат моего отца ушел с Красной армией и погиб в Наро-Фоминске. А второй брат был призван в немецкую армию. Брат против брата! Все это мы прошли. Я видел, что такое послевоенные годы: эти очереди за хлебом. Потом колхозная система, которая вначале вообще была кошмаром. Помню 1949-й год, когда педагог в школе сказал: «Не ходите сегодня домой». И некоторые своих родителей больше не видели, поскольку была депортация».
После окончания школы в 1953 году Раймонд Паулс стал студентом Латвийской государственной консерватории по классу фортепиано. В те годы он страстно увлекся джазом: с головой «бросился в джаз, как в омут», как говорил он сам. Молодой музыкант с удовольствием играл на танцевальных вечерах без нот, с упоением импровизируя и развивая в себе этот талант вольной импровизации. На последних курсах он начал работать пианистом в эстрадных оркестрах клуба автодорожников и клуба медработников. А скоро – и концертмейстером в филармонии. После окончания консерватории в 1958 году Раймонд Паулс был принят в Рижский эстрадный оркестр Государственной филармонии Латвии и с гастролями объездил весь СССР: выступал в Грузии, Армении, Украине, России.
Именно на гастролях, в приморской шумной Одессе он встретил свою будущую жену, любовь всей жизни, а тогда – выпускницу Одесского университета Светлану Епифанову. В то время она работала гидом «Интуриста». Роман развивался стремительно. В результате девушка уехала из родного города в далекую Ригу, чтобы стать музой и женой великого маэстро.
Но тогда до всесоюзной известности Раймонда Паулса было еще далеко. А его богемная жизнь совсем не способствовала семейной: постоянные отмечания каких-то праздников, поклонники, алкоголь рекой. Жена Лана была терпелива: она всегда появлялась в нужный момент и уводила мужа домой. Позже Раймонд Паулс говорил, что его жена – просто ангел терпения.
Только когда в 1962 году у пары родилась дочь Анете, музыкант принял решение бросить пить и… снова поступил в консерваторию, на этот раз на отделение композиции.
Именно тогда, в середине 60-х Паулс написал свои первые песни, которые стали широко известны, сначала только в родной Латвии: «Мы встретились в марте», «Зимний вечер» и другие.
В 1964 году Раймонд Паулс занял пост художественного руководителя оркестра Государственной филармонии Латвии. Тогда же началась его работа в кино и театре: сперва Раймонд Паулс написал музыку к кинофильму «Ты нужен», а вслед за этим – для целого ряда спектаклей, а также кино- и телефильмов, среди которых такие известные, как «Стрелы Робин Гуда», «Театр», «Двойной капкан» и «Как стать звездой».
Маэстро всегда работал одновременно во многих проектах и создавал все новые и новые: писал песни, был художественным руководителем вокально-инструментального ансамбля Латвийской государственной филармонии «Модо», создал мюзиклы «Сестра Кэрри» и «Шерлок Холмс», а в 1982 году стал главным редактором музыкальных передач Латвийского радио.
Первую всесоюзную известность композитору принесла песня «Листья желтые», исполненная на телевизионном фестивале «Песни года-1977». Эту песню стал петь весь Советский Союз. А в течение следующих пяти лет Раймонд Паулс создал еще серию шлягеров, среди которых «Подберу музыку» и «Танец на барабане».
Залогом успеха песенного творчества Паулса стало его сотрудничество с известными советскими поэтами: Робертом Рождественским, Андреем Вознесенским, Евгением Евтушенко и Ильей Резником. В соавторстве с ними были написаны многие хиты, в том числе созданные специально для Аллы Пугачевой: «Маэстро», «Старинные часы», «Миллион алых роз». Затем композитор работал с другими звездами эстрады. С Валерием Леонтьевым, который исполнил шлягеры «Исчезли солнечные дни», «Кабаре», «Полюбите пианиста». С Лаймой Вайкуле, для которой были написаны шлягеры «Вернисаж», «Еще не вечер», «Шерлок Холмс» и другие.
На снимке: композитор Раймонд Паулс и популярная латвийская певица Лайма Вайкуле.
В 1985 году Раймонду Паулсу было присвоено звание Народного артиста СССР. Он стал одним из организаторов знаменитых телевизионных конкурсов эстрадной песни в Юрмале в 1986-1989 годах.
В 1988 году композитор стал председателем Государственного комитета Латвии по культуре, а после того, как Латвия вышла из состава СССР, он занял пост министра культуры республики.
Раймонд Паулс – символ целой эпохи и эталон элегантности. Песни принесли ему огромную известность и любовь зрителей: они звучали на радио, телевидении, в концертных программах, неслись буквально из каждого окна. Песенное творчество великого маэстро стало бесценным вкладом в фонд нашей музыкальной культуры.
Подробнее в сюжете: Биографии и жизнеописания