12:35 31/12/2020

Корониалы, расковидиться и локдаун: как пандемия обогатила лексикон россиян

Фото: Алан Кациев © МТРК «Мир»

За этот год в нашем лексиконе появилось и много новых слов. В первую очередь, это, конечно же «коронавирус». Мы узнали, чем отличается пандемия от эпидемии. Практически каждый день говорим «удаленка», «самоизоляция», «санитайзер» и «локдаун». Корреспондент телеканала «МИР 24» Надежда Сережкина о ковидном словаре.

Еще год назад мог ли кто-то представить, что при входе на работу нам придется надевать средства защиты и измерять температуру? Масочно-перчаточный режим – главное словосочетание уходящего года. И оно – не единственное, которым наш лексикон пополнился в 2020-м.

Слово года – «коронавирус», он же «ковид». Заимствованный термин, с английского co – корона, vi – вирус, d – disease, то есть болезнь. Всего за год одно только название инфекции обросло десятком производных, вроде коронапаника, коронафейк. По аналогии с миллениалами появились даже корониалы – то есть дети, родившиеся во время карантина. Есть среди слов те, что в пандемию обрели новый смысл. Например, английское название самоизоляции – локдаун.

«Это, действительно, британский тюремный жаргон. Словом локдаун называли ситуации, когда в силу обстоятельств заключенным запрещалось выходить за пределы камеры. В условиях пандемии мы это слово заимствовали, и оно у нас, конечно же, приобрело совершенно другой смысл. Например, ограничивают посещение зрелищных мероприятий, спортивных, ограничивают посещение фитнес-залов, кафе», – указал научный руководитель центра исследований медиакоммуникаций Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Андрей Щербаков.

Испытанием года для многих стала удаленка. Она же – дистанционка. Офисная жизнь перешла в режим онлайн – отсюда слова: скайпиться, зумиться и даже глагол «расковидиться» – то есть, наконец, увидеться с близкими после карантина.

В самом начале пандемии в нашем словаре появилось словосочетание «цифровой пропуск». Передвигаться по городу можно было только с ним. Поезда и платформы метро опустели по сравнению с прошлым годом почти на 70%. Сейчас в метро снова многолюдно. На входах антисептики и тепловизоры, сотрудники и пассажиры – в масках. И, кстати, не только люди.

Закрытые магазины и торговые центры, университеты и школы, пустые улицы и целые города. Люди скупают гречку, туалетную бумагу и сидят дома. Бизнес для описания новых условий придумал отдельное название – коронакризис.

В этом году на карантин пришлось уйти многим заведениям. А после открытия главными словами для их владельцев стали дезинфекция и дистанцирование. Теперь в любом торговом зале установлены рециркуляторы, антисептики, тепловизоры. Посетители кофе и ресторанов сидят на расстоянии минимум полтора метра. Теперь пустуют кинотеатры и даже скамейки в парке – мечта интроверта. Но лично я бы предпочла вернуть все назад.

Теперь все это – так называемая новая нормальность. Безопасная дистанция, закрытые масками лица. Зато в этом году мы чаще, чем когда-либо, звонили родителям, радовались встречам, заботились о себе, готовили и проводили время дома. Появились даже новые пословицы, вроде «любишь кататься – люби и масочку носить», «на бога надейся – а руки-то помой». Вот и традиционное пожелание «счастья-здоровья» в 2020-м обрело новый – уже гораздо более важный – смысл.